Родион Щедрин посвятил свою «Рождественскую сказку» не только Валерию Гергиеву, но и Мариинскому театру: редкий случай в истории оперы.
В декабре минувшего года Родион Щедрин, известный ныне живущий композитор и, как его называют, друг Мариинского театра отметил свой 91-й день рождения. В честь этой даты в декабре 2023 года и в январе 2024-го на всех трех сценах Мариинского театра был представлен целый калейдоскоп сочинений Щедрина. Они даже были объединены в специальный «Щедринский» абонемент.
Поскольку художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев – большой поклонник музыки Щедрина, то щедро исполнялись оперы, балеты и симфонические произведения композитора, созданные в разные годы: «Боярыня Морозова» – хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных; «Не только любовь» – горько-ироничная опера, сотканная, по большей части, из пестрых, бойких частушек; знаковая для Новой сцены Мариинского театра («Мариинский-2») опера «Левша», партитура которой была написана Щедриным в 2013 году специально к открытию Новой сцены; еще одно оперное воплощение произведения Николая Лескова «Очарованный странник»; опера «Мертвые души» по Гоголю; пронзительная балетная драма «Анна Каренина» по роману Льва Толстого, и в преддверии Нового года, а также по его наступлении – опера-феерия «Рождественская сказка», посвященная Валерию Гергиеву и Мариинскому театру.
Такой трогательный момент – посвящение оперы не только человеку, но и театру. Хорошо бы еще произведение-посвящение соответствовала уровню и статусу театра…
На январских каникулах наступившего 2024 года «Рождественская сказка» была показана аж дважды в один день – утром и вечером: видимо, чтобы продлить зрителям ощущение праздника и новогодних чудес.
В основе опер и балетов Щедрина – почти всегда его собственное либретто, как правило, по произведениям русских писателей-классиков. Вот и в «Рождественской сказке» – либретто композитора по мотивам сказки чешской писательницы Божены Немцовой (1820 – 1862) в переводе Николая Лескова и русских народных сказок. А еще много из «Золушки», но в «Рождественской сказке» она Замарашка (Анна Денисова).
«Рождественская сказка» – святочный рассказ на современный лад, адресованный взрослым и детям, с вкраплениями современных празднично-карнавальных сцен, похожих на те, которые предлагает нам телевидение: многочисленные участники в карнавальных или просто нарядных костюмах, праздничная суета, массовое веселье, танцы или претензии на них (хореограф и ассистент режиссера – Илья Устьянцев), смешные или не очень смешные шутки, много яркого света, впечатляющих световых эффектов, например, имитация северного сияния (художник по свету – Александр Сиваев) и, конечно, луна, звезды, елки-сосны-березки, снег и снежные шары, из которых никто так и не слепил снежную бабу (даже не уверена, собирался ли).
Ну, и чудеса, естественно (режиссер-постановщик – Алексей Степанюк)! Какой же Новый год без чудес! Замарашка нашла фиалки в зимнем снежном лесу и, несмотря на то, что она пошла в лес в мороз в очень легкой одежде, не замерзла там.
И как в любой сказке – борьба добра и зла, где, конечно, побеждает если не добро, то чудо. А раз оно победило – это еще один повод для массового веселья.
В литературной сказке месяцы – братья, а в сценической есть и сестры (Январь – Ольга Легкова, Март – Елена Ушакова, Июнь – Ирина Васильева, Сентябрь – Татьяна Кравцова, Ноябрь – Светлана Карпова), но одеты все одинаково – в нечто волшебно-карнавальное: высокие конусообразные колпаки, какие обычно бывают у волшебников-чародеев, и длинные, до земли-снега одежды вроде факирских халатов – всё это в сине-золотых тонах (художник по костюмам – Ирина Чередникова).
А когда месяцы распахивают свои халаты, то под ними оказывается одежда, более привычная образу каждого из них. А еще художник-постановщик сделал месяцы эдакими ростовыми куклами высотой метра под четыре. К счастью для певцов, такая высота достигалась не за счет ходуль, а за счет двигающихся платформ, на которых месяцы стояли.
Сценические чудеса оперы-феерии композитор-либреттист щедро приправил сатирой на современный лад, добавив современные выражения, выхваченные из потока телевещания, со злободневными темами вроде санкций, демократии, климатической аномалии, футбольных клубов, детектора лжи, а также голубой мечты оперных злодеек накупить яхт и вилл. Иногда это даже было уместно, как например, когда Царица (Екатерина Сергеева) проверяет Мачеху (Марина Марескина) и Злюку (Лариса Елина) на детекторе лжи, не веря, что они сами раздобыли живые фиалки.
А вот сцена с гвардейцами вызвала ассоциации с задержанием полицией преступников, хотя задержанной оказалась всего-навсего девочка Замарашка. Если это политический юмор, то дети его не поймут, а взрослым он не кажется смешным. Удивили вертикально стоящие почти у самой рампы огромные кровати, на которых лежали и вокруг которых бегали Мачеха и Злыдня, и на них же уезжали со сцены.
Постановка была полна не только веселья и чудес, но и колес: Дровосек (Григорий Карасев) катил по лесу колесо, забитое поленьями, толпа веселящихся людей гоняла по улице гигантскую банку с надписью «Печень трески», а на детекторе лжи, представлявшем собой колесо, в котором обычно бегают в неволе белки, только размерами, подходящими для человека, катали взад-вперед Мачеху и Злыдню – аттракцион, надо сказать, довольно жесткий. Немудрено, что они тут же сознались, что фиалки раздобыла Замарашка.
Помимо фиалок, были и другие чудеса, пусть чисто сценические: в одной из сцен с колосников очень быстро спустились стволы берез и мгновенно создали зимний лес.
Однако в спектакле есть и нелепости: Царица в чалме (?) объявляет, что она «Государыня всея Руси). В одной из сцен с доброй дюжины плазменных экранов ведущий теленовостей, очень похожий на Алексея Степанюка, зачитывает царский указ о демократизации. Как и в жизни, его мало кто из присутствующих слушает, а понимает еще меньше.
В этом спектакле Щедрин использовал и разговорные диалоги, как в мюзикле или оперетте, и сложные арии и вокальные ансамбли.
Замарашка замечательно пела легким и нежным свободно льющимся сопрано Анны Денисовой, способным передать многие оттенки чувств. А хрупкость самой Анны отлично вписалась в образ, особенно в замарашечьем костюме.
У Александра Михайлова (Апрель) красиво прозвучал романс-ария. Марина Марескина (Мачеха) и Лариса Елина (Злыдня) забавно исполнили дуэт о том, что они хотят скупить весь мир. А управлял всем этим оркестрово-вокальным братством дирижер Владислав Карклин.
Концовка спектакля оказалась не связанной с предыдущим содержанием, а опера – как бы не окончившейся, а принудительно и странно завершенной. Мачеха и Злыдня не получили по заслугам, Царица вдруг сама решила больше не сумасбродничать, про обещанную за фиалки награду все враз забыли, братья-сестры-месяцы так и остались говорящими декорациями и никак не вмешались в ход событий (кроме Апреля, подарившего Замарашке волшебное кольцо).
Главный итог оперы – прибытие Замарашки с фиалками в царский дворец – словно сам по себе «растворил» вражду. Замарашка, вместо того, чтобы получить от Царицы мешок золота, раздает фиалки всем действующим лицам, собравшимся в финале на сцене, в том числе, Мачехе и Злыдне, последним двум, наверное, за то, что мало над ней издевались.
Столько раз месяцы говорили про поощрение добрых людей и наказание злых и что? А ничего. На всех персонажей оперы и праздничную толпу в исполнении хористов (главный хормейстер – Константин Рылов) вдруг снизошли мир и дружба, в финальной сцене зазвучала тема «Оды к радости» Бетховена и все весело и задорно запели, желая счастья «людям всей земли».
Ну, разве что за этим пожеланием стоило прийти на данный спектакль.
Людмила Лаврова