С 23 по 26 мая 2019 в Минске прошёл фестиваль «Белорусские флейтовые дни», всколыхнувший белорусское флейтовое сообщество, подаривший много хорошей музыки, прекрасного исполнения, ценных сведений и практического опыта.
Авторами проекта и организаторами фестиваля стали две минские флейтистки: ведущий белорусский мастер по ремонту флейт, педагог и исполнитель Светлана Пилипенко и воспитанница московской школы, а ныне – солистка оркестра Большого театра Беларуси Диана Гонтаренко.
Благодаря их энтузиазму и искренней увлечённости флейтовым искусством во всех его проявлениях, совсем недавно открылся «Белорусский флейтовый центр» – профессиональное объединение музыкантов, ставящее своей задачей работу в нескольких направлениях: организация концертов и фестивалей, проведение мастер-классов и обучающих курсов и услуги по ремонту и уходу за инструментами.
Фестиваль «Белорусские флейтовые дни» в этом году (а проходил он второй раз) был посвящён дате, почитаемой флейтистами не менее собственного дня рождения, – 225-му дню рождения Теобальда Бёма – композитора, исполнителя, изобретателя, конструктора, словом, Мастера, перевернувшего флейтовый мир и открывшего человечеству совершенно новое флейтовое звучание.
Концерт-лекция, посвящённый этому знаменательному событию располагался практически в точке золотого сечения фестиваля – вечером третьего дня, а до него и после него, сообразуясь с законами музыкальной формы, были представлены ретроспектива и перспектива современного флейтового искусства.
Композиция фестиваля сложилась следующим образом: в качестве пролога фестиваля – обзорная лекция Бенедека Чалога о веке флейтового барокко, затем, как классическая экспозиция цикла, отзвучал концерт-открытие «История флейты» (23 мая), вслед за ним – «Очарование несовершенства», бенефис барочной флейты-траверсо (24 мая), далее – концерт-лекция «Теобальд Бём. Гений флейты», показавший становление современного инструмента и, наконец, блистательный финал – «Сквозь пространство и время», концерт потрясающей Ольги Ивушейковой, большую часть программы которого составила музыка ХХ века, исполненная на инструменте нового поколения – четвертьтоновой флейте системы Евы Кингма.
И сквозными мотивами всех четырёх дней – мастер-классы Бенедека Чалога и Ольги Ивушейковой, а также выставки музыкальных инструментов.
Открыла фестиваль лекция «50 шедевров эпохи барокко для флейты» авторитетного аутентиста, одного из ведущих мировых исполнителей на флейте-траверсо, виртуозного исполнителя Бенедека Чалога (Венгрия).
Международная карьера Чалога началась в самом начале 90-х годов ХХ века во время обучения в Королевской консерватории Гааги: он выступил в большинстве европейских стран, США, Бразилии, Японии и странах Ближнего Востока, принял участие в известных фестивалях старинной музыки, стал победителем трех международных конкурсов старинной музыки.
Чалог долгое время преподавал в Высшей школе музыки и театра в Лейпциге, в настоящее время преподает в Музыкальной академии в Быдгоще, проводит мастер-классы в Бразилии, Европе и Японии.
В Минске маэстро представил обзор произведений более 50 композиторов, среди которых были упомянуты как непременные барочные «столпы», так и творцы, имена которых мало известны даже профессионалам. При этом лекция была исключительно «омузыкаленной»: кратко охарактеризовав творчество композитора и обозначив в нескольких словах его место в искусстве и культурной географии эпохи, Бенедек Чалог в сопровождении Дмитрия Зубова (клавесин) иллюстрировал сказанное, исполняя фрагмент сочинения.
При подаче материала лектор руководствовался не только хронологической или географической логикой, но и акцентировал различия европейских национальных школ флейтовой музыки, сложившихся в эпоху барокко. Так, слушатели смогли познакомиться с великим «французским» композитором И. С. Бахом или великим «итальянским» Г. Ф. Генделем, в определённые периоды творчества писавших в соответствующей манере.
Этот предварительный обзор флейтовой музыки барокко стал отправной точкой для более глубокого погружения в эпоху, последовавшего сначала на мастер-классах, а затем в концерте 24 мая. В частности, во время мастер-классов вольнослушателям открывались интереснейшие «специальные» сведения, такие как особенности барочного интонирования.
Любой образованный музыкант знает, что звуки, в нашем темперированном строе энгармонически равные, в условиях строя нетемперированного звучали по разному. Однако, не каждый образованный музыкант скажет, каким же образом они отличались. Условно говоря, соль-диез должен звучать ниже ля-бемоля или выше?
Будучи воспитанными в системе тональных тяготений, большинство из нас ответит, что соль-диез, конечно же, выше, ему же вверх. Привычное тонально-гармоническое слышание просто рушится при столкновении с железной логикой барочного интонирования, – соль-диез происходит от соль, он ниже ля-бемоля. И это, хоть и базовый, но очень частный и очень небольшой вопрос из тех, что возникают при освоении инструмента и репертуара; а дальше – штрихи, исполнение мелизмов, артикуляция и ещё многое из того, что в результате создаёт музыкальный стиль.
Именно этот стиль, с присущими ему шероховатостями, неровностями и прочими интонационными и ритмическими «неправильностями», с игрой на грани танца и шёпота был предъявлен неизбалованной аутентизмом минской публике 24 мая в малом зале Белгосфилармонии.
В концерте «Очарование несовершенства» приняли участие главные подвижники исторически ориентированного исполнения в Беларуси флейтистка Галина Матюкова (самая, пожалуй, известная представительница считанных единиц белорусских «траверсистов») и клавесинист Дмитрий Зубов. В программе были исполнены произведения Ж.-М. Леклера, Ж.Дюфли, М.Блаве, И.И.Кванца, И.С.Баха и К.Ф.Э.Баха, в исполнении которых маэстро Чалог раскрыл удивительные свойства инструмента, обладающего в руках мастера не только свойственной старинной флейте теплотой звучания дерева, но и довольно внушительным тембровым и динамическим спектром.
***
Громким и по-настоящему праздничным открытием фестиваля стал концерт «История флейты», состоявшийся 23 мая в концертном зале «Верхний город». Особенность концерта заключалась в том, что в нём не только действительно была представлена история флейты (звучала музыка от барокко до самых современных произведений, исполненная как на исторических, так и на современных инструментах), но и было собрано почти всё белорусское флейтовое братство: шестнадцать белорусских флейтистов вышли на сцену с сольными номерами.
Среди исполнителей - как совсем юные, но подающие большие надежды учащиеся Республиканской гимназии и колледжа при Белорусской государственной академии музыки (Екатерина Хименкова, Софья Аврейцевич), Брестского музыкального колледжа (Яна Ожеховская), студентка Белорусской государственной академии музыки (Яна Щербакова), так и состоявшиеся музыканты, в том числе маститые представители белорусского флейтового исполнительства: Ян Ворошкевич, Галина Матюкова («Камерные солисты Минска»), Евгений Виданов (преподаватель, артист Белорусской государственной филармонии), Дмитрий Толмачёв (Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь), Светлана Пилипенко (преподаватель, мастер по ремонту инструментов), Роман Ветров, Мария Ясевич (оркестр Национальной телерадиокомпании Республики Беларусь), Диана Гонтаренко (оркестр Большого театра Беларуси), Арсен Замтарадзе (оркестр Большого театра Беларуси, ансамбль флейтистов «Сиринкс»), Татьяна Кормазинова (Президентский оркестр Республики Беларусь), Елена Перэк (ансамбль флейтистов «Сиринкс») и уроженец Минска, солист Катарского симфонического оркестра Александр Хаскин.
К большому флейтовому празднику присоединились гости фестиваля – Бенедек Чалог и студентка класса Ольги Ивушейковой Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Анна Брюсова.
Одно только перечисление всех этих имён говорит о масштабе мероприятия и его глубокой значимости для сравнительно небольшого флейтового сообщества Минска.
Очевидно, что энтузиазм, с которым белорусские исполнители поддержали проект и искренняя заинтересованность, которую проявили музыканты, с радостью принявшие участие в гала-концерте открытия фестиваля и предшествовавшем ему интернет-флешмобе (к нему подключились не только непосредственные участники концерта, но и те, кто в данный момент находятся далеко за пределами нашей страны) возможны только при чистосердечной увлечённости своим делом. Можно с уверенностью сказать, что такого флейтового «марафона» наша столица ещё не видела.
***
Непосредственно титульному событию фестиваля был приурочен филармонический вечер 25 мая «Теобальд Бём. Гений флейты», предоставивший возможность лично познакомиться с потомком знаменитого мастера и активным популяризатором его наследия – праправнуком Теобальда Людвигом Бёмом.
В камерной и почти семейной обстановке Малого зала филармонии Людвиг Бём выступил с насыщенной фактами часовой презентацией, в которой раскрыл все стороны деятельности своего гениального предка. Возможно, для знатоков жизни и творчества Теобальда Бёма откровений было и не так много, но для неискушённого «бёмоведа» их было с лихвой.
Я, например, не задумывалась о происхождении мастера, а ведь оно всё объясняет! Теобальд родился в семье ювелира и с детства работал в мастерской отца: сердце музыканта, ум изобретателя и гены (да и руки) ювелира – те слагаемые, из которых просто обязано было получиться это прекрасное, сверкающее, поражающее логичностью и сложностью механики творение.
Думаю, современные, в прямом смысле драгоценные инструменты достигли настолько тонкого сплава музыкального и ювелирного искусств, что при взгляде на них был бы доволен не только создатель флейты Бём, но и его отец Карл Фридрих.
Поэтичным вступлением к лекции стало исполненное артистом оркестра Белорусского государственного музыкального театра Алексеем Юринком Andante pastoral из «Воспоминаний об Альпах» Теобальда Бёма.
Людвиг Бём начал свой рассказ с демонстрации портретов мастера в разном возрасте, заодно поведав о том, что многодетная семья Бёмов (сам Теобальд был одним из 11 детей, у него, в свою очередь, было 7 детей и 54 внука) к настоящему времени разрослась до 400 человек, и тут я живо вообразила себе пару сотен бодрых праправнуков, колесящих по миру с дедушкиными портретами.
Каково же было моё удивление, когда к концу лекции я поняла, что нет никаких кочующих по свету Бёмов, как нет и никакого семейного флейтостроения и даже флейто-исполнительство представлено всего одной фигурой – Катариной Бём, солисткой Лейпцигского симфонического оркестра. Так что филолог Людвиг – фактически единственный из семьи, кто последние несколько десятилетий посвятил пропаганде наследия прапрадеда, и нам с вами, друзья, всё же очень повезло видеть живое воплощение портрета Теобальда Бёма (сходство невероятное), разговаривать с ним, фотографироваться на память и обмениваться контактами.
К слову, к творческим и деловым контактам Людвиг Бём очень расположен, он собирает информацию о всех тех, кто играет на флейтах немецкой системы (именно той, которую разрабатывал Бём), с охотой делится материалами и нотами и активно приглашает на бёмовский флейтовый конкурс в Мюнхене.
Именно Людвиг Бём обеспечил наших флейтистов нотами произведений Теобальда Бёма для проведения монографического концерта, последовавшего за лекцией. Бонусом для гурманов стало исполнение дуэта на раритетных инструментах: серебряной альтовой флейте немецкой системы Philipp Hammig, которой более 50 лет и серебряной флейте Wm. S. Haynes также середины прошлого века. На этих инструментах Светлана Пилипенко и Татьяна Пашкова исполнили Романс и Сонатину К. М. Вебера в переложении Т. Бёма.
Концерт торжественно завершился звучанием виртуознейших произведений самого Теобальда Бёма – Вариаций ор.4 и знаменитого Большого полонеза в исполнении блистательных белорусских солисток Елены Перэк и Дианы Гонтаренко в великолепном сопровождении Марины Ромейко.
Надо сказать, что в целом атмосфера, созданная тем вечером, получилась абсолютно душевная и «ламповая»: был и приглушённый свет, и небольшое количество посетителей, и неформальный перевод, который любезно обеспечил Александр Хаскин, и настоящий из прошлого века диапроектор слайдов, благодаря которому картинки на стене были особенно глубокими, тёплыми и ностальгическими.
***
Концерт «по другую сторону» эпохи Теобальда Бёма стал финальной точкой фестиваля, показав невероятные возможности современного инструмента в исполнении музыки разных эпох. С известной российской флейтисткой доцентом Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Ольгой Ивушейковой посетители фестиваля имели возможность познакомиться лично во время дневных мероприятий всех предыдущих дней: лекции, в которой она ответила на наиболее популярные и животрепещущие вопросы флейтовой педагогики и открытых мастер-классов.
Ольга Ивушейкова – исполнитель, в совершенстве владеющий как исторической разновидностью флейты, так и наиболее современной её модификацией. Последнюю она и продемонстрировала в Минске: уникальный инструмент ручной работы с четвертьтоновой системой голландского мастера Евы Кингма.
В программе концерта «Сквозь пространство и время», подготовленной Ольгой Ивушейковой совместно с российской пианисткой Анной Гришиной прозвучала полная панорама европейского флейтового искусства: барокко (партита BWV 1013 И. С. Баха c досочинённой к ней нашим современником флейтистом Д. Савельевым жигой), классицизм (рондо В. А. Моцарта KV 184), ХХ век во всём стилевом многообразии, – поздний романтизм З. Карг-Элерта (симфоническая канцона, 1917), импрессионизм К. Дебюсси (Соната для скрипки и фортепиано, 1917), неофольклоризм Б. Бартока и П. Амра (Народная венгерская сюита), серийно-атональные искания Ф.Мартена (Баллада для флейты,1939), русский авангард 60-х С. Губайдулиной (Allegro rusticо, 1963) и экологическая сонористика П.Васкса («Пейзаж с птицами», 1980), – и, наконец, век XXI в виде Loops I Ф.Юреля (2000) и Lied Т.Хосокавы (2007).
Удивительно, но такое обилие современной музыки (вся музыка ХХ века, включая первую его половину у нас по традиции также причисляется к этому рангу), которой нередко опасаются белорусские исполнители и устроители концертов, совершенно не смутило публику (судя по благодарным аплодисментам после каждой части сюиты как минимум половина слушателей была вовсе не из филармонических снобов), а, напротив, вызвало полный фурор.
Исполнение Ольги Ивушейковой полностью погружало в звуковое поле, богатство тембровых красок и полнота звучания создавали ошеломляющий пространственный эффект и буквально вызывали зрительный восторг.
Звук Ольги Ивушейковой не был «красивым», он был настолько разным, насколько разным может быть само искусство.
Помнится, ещё не так давно даже среди профессионалов мне нередко доводилось слышать мнение о современной музыке сродни тому, что часто говорится и о живописи ХХ века: «да так навалять и я могу» и, вытекающее из него «да что там играть, всё равно никто не поймёт». Думаю, после такого исполнения вряд ли кто-то отважился бы на подобный комментарий.
Исполнение Ольги Ивушейковой не просто технически совершенно, оно отвечает главной исполнительской задаче – раскрыть «за» произведением искусство, сделать композицию порталом и увести через него слушателя в зазеркалье нашего мира.
Конечно, в наши дни в Беларуси стали появляться новые музыкальные или мультимедийные проекты, в которых современная музыка звучит, находит своего слушателя среди молодого поколения и, возможно, в некоторых кругах даже станет модной, и это прекрасно. И безусловно прекрасно то, что для этих проектов находятся новые площадки, арт-пространства и т. д., позволяющие и музыкантам, и публике чувствовать себя максимально неформально.
Но мне невероятно жаль, что белорусская филармоническая практика стремительно теряет и эту аудиторию, и эту музыку.
Кстати, концерт 26 мая тоже обошёлся без «высокого филармонического стандарта», – он прошёл без ведущей и программок и … в джинсах. И был великолепен.
Ольга Егорова