Знаменитая на весь мир меццо-сопрано, народная артистка Советского Елена Образцова ушла из жизни на этой неделе. Прощание проходило в Большом театре при закрытом гробе.
На этом настояла сама Образцова, она хотела остаться в памяти живой и веселой. Десятки оперных партий, роли в драматическом театре и звание лучшей в мире исполнительницы партии Кармен. Босую солистку Большого театра запомнил весь мир.
Разуться на сцене — актерская находка самой Образцовой. Ее трактовка Кармен признана лучшей в мире. Многогранна и удивительна, как сама исполнительница роли.
«Когда дается талант, вы должны боженьке его отработать. А когда не отрабатываешь, забирается этот талант. Не тому дали. Надо работать очень, много работать»,
— говорила Образцова.
Она работала без отпуска 50 лет: гастроли, спектакли, педагогика. Образцова репетировала всегда дольше положенного. Первая в труппе Большого театра солистка-студентка. Уже в 24 года получила главную партию Марины Мнишек в опере «Борис Годунов».
«Мне все говорили, что из меня ничего не получится. Но вера заставляла меня идти вперед. Про себя я всегда говорила, нет, я должна быть артисткой»,
— рассказывала Образцова.
Мало кто знает, но Образцова год проучилась в радиотехническом по настоянию отца. Когда чертежи и формулы надоели, она тайно от всех поступила в консерваторию. Из-за чего потом Василий Михайлович год не разговаривал с дочерью, пока она не выиграла для него свой первый музыкальный конкурс.
«У нее был артистизм в натуре с детства, умела изобразить, передразнить. У нее коронный номер был романс, все мужчины плакали, так она его пела со слезами, с надрывом»,
— рассказывали родители артистки Наталья и Василий Образцовы.
«Когда слушаешь голос, совершено точно можешь сказать — это Елена Образцова. У нее внутри было неисчислимое богатство. Это человек солнце»,
— сказала концертмейстер Большого театра Маргарита Петросян.
Свой дар Образцова могла потерять дважды. Первый раз, когда разводилась. Голос слабел из-за переживаний. Два года она не решалась разрушить семью ради новой любви. С литовским дирижером Альгисом Жюрайтисом она познакомилась на очередных гастролях. Вместе они поставили оперу «Вертер» на сцене Большого, где Образцова уже не только поет, но режиссирует спектакль. 17 лет абсолютного счастья, так примадонна называла свой второй брак. Жутко переживала после кончины супруга.
«Если бы не музыка, то я спилась, наверное, не хотела не причесываться, ни… был ужас. Меня спасли мальчишки из театра Виктюка»,
— рассказывала Образцова.
Заслуженный деятель искусств России, режиссер Роман Виктюк вспоминает, как Образцова попала в театр, написал заявление:
«Она пришла на наш спектакль в Ленинграде. В финале пришла за кулисы, стала на колени и сказала: дайте мне ручку и бумагу. Ей дали и она говорит: Я пишу заявление к вам в театр».
Еще был джаз уже в 60-е. Она сама разыскала оркестр Бутмана и училась петь иначе, под саксофон.
«Как она выбирала музыку. Она пошла в магазин и смотрела на обложку пластинки, на лица. Так определяла хороший или плохой джазист. И оказалась очень хороший физиономист»,
— рассказал народный артист России, саксофонист Игорь Бутман.
Образцова пела при любых обстоятельствах: в неудобных позах, с температурой. Однажды прямо на сцене сломала руку. В антракте повязала ноющее место лентой, так и допела роль.
«У нее был жуткий приступ мигрени. К ней приходит продюсер и говорит, я разорен, а она говорит: я лежу, боюсь пошевелиться даже, какая сцена. И он позвал медиков, в шею воткнули укол. Она показала мне иглу – вот такая. Что это — не знаю. Голова прошла, стала как чугунная. Вышла на сцену и спела лучший свой концерт»,
— рассказала директор благотворительного фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко.
Всякий раз выходить на сцену Образцовой помогала вера. Коллеги часто наблюдали, как она крестится за кулисами.
«Она сказала, что бабушка ей надела крест на веревочке, и он всегда был с ней. Когда говорили, что нельзя, она в ответ спрашивала: Вы яйца красите на Пасху? – Да. — Вот, а я крест ношу»,
— рассказал солист Большого театра Михаил Казаков.
Заразительный смех, анекдоты и театральные байки. Ей не стыдно было развеять миф о собственном совершенстве. Рассказывала, как вешала шпаргалки на кулисы и декорации, чтобы не забыть текст. Как распивала на рынке рюмочку, а потом приглашала продавца на свой день рождения.
«Мы летели в Красноярск. Я очень наивно думал, что буду спать, но она так рассказывала зажигательно, что хохотал весь салон»,
— вспоминает солист театра Новая Опера Василий Ладюк.
Вот и на своем юбилейном балу Образцова веселилась и пела. Как ни в чем не бывало. Хотя уже тогда серьезно мучилась от лейкемии. В тот вечер она последний раз исполнила свою любимую арию Графини, с которой блистала на сцене 40 лет.
Народный артист России Николай Цискаридзе рассказал, как сопровождал ее после бала:
«После концерта я помогал ей доходить до машины и вдруг она мне на ухо сказала: Ты знаешь, я так хочу жить.»