
Русские дивы снова воцарились на венской сцене – на сей раз в опере про французскую диву XVIII века.
9 ноября 2017 года Анна Нетребко впервые спела в Вене заглавную партию в “Адриане Лекуврер” Франческо Чилеа – и встретила вполне ожидаемый триумфальный прием публики.
Следующий спектакль в воскресенье будет транслироваться австрийским телевидением ORF и, следовательно, с той или иной степенью легальности станет доступен в интернете по всему миру.
Свой дебют в этой партии звезда устроила в июне в своем родном Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Но и в Вене Анну считают своей – с этого года ее имени в австрийских программках предшествуют заветные две буквы KS – то есть “Каммерзэргерин”, восходящее к имперским временам почетное звание, которым здесь награждаются лучшие певцы.
Партию соперницы Адрианы (это реальный исторический персонаж), пылкой и мстительной принцессы Буйонской, исполняла другая блестящая певица – ее подруга по Петербургской консерватории Елена Жидкова.
А графом Саксонским, за чье сердце состязаются две дамы, предстал на сцене, также впервые в Вене, польский певец Петр Бечала, все более доказывающий свое право быть одним из самых признанных теноров наших дней.
Собственно, с дружбы с Жидковой и начался, по словам директора Венской оперы Доминика Мейера, интерес Нетребко к “Адриане Лекуврер”.
Эта роскошная костюмная постановка известного британского оперного режиссера Дэвида МакВикара была перенесена на венскую сцену из Ковент-гардена в 2014 году.
Премьеру пела тогда другая оперная суперзвезда, Анджела Георгиу. А в партии принцессы Буйонской выступила тогда впервые в Вене – и сразу сразила местную публику и критиков – меццо-сопрано Елена Жидкова.
Мало кто знал тогда, что жила она в квартире свой подруги Нетребко.
“И однажды госпожа Нетребко увидела на столе партитуру и сказала: я тоже хочу это спеть. Так и возник этот проект,”
– рассказал весной на пресс-конференции директор Мейер.
В любом случае, Адриана – это новый этап в эволюции голоса Нетребко от памятного всем, но давно пройденного легкого лирико-колоратурного сопрано к полновесному лирическому, о котором певица шаг за шагом заявляет в последние годы.
Богатство нижних нот при сохранении безупречного верхнего регистра она прекрасно продемонстрировала и в Адриане, вкупе со своими фирменными, дух захватывающими фразировками.
И если партия Лекуврер традиционно считается своего рода витриной возможностей, в которой не прочь покрасоваться примадонны, как это делали и Мария Каллас, и Рената Тибальди, и другие иконы оперного прошлого, то богатая венско-лондонская постановка создает для этого еще и роскошную “раму”.
Здесь на протяжении всей оперы барочный театр присутствует в формате театра современного – именно на его сцене мы видим старинный балет перед тем, как Адраиана-Нетребко будет читать с него монолог Федры. И его софиты будут светить на героиню в финале, когда, отравленная соперница, она будет петь о “последнем свете”, умирая на руках возлюбленного.
Однако спектакль по-настоящему прозвучал потому что героиня не была в звездном одиночестве. Именно треугольник Нетребко-Бечала-Жидкова сделал его незабываемым.
За дирижерским пультом, как и на премьере три года назад, стоял Эвелино Пидо.
Повторные спектакли пройдут 12, 15 и 18 ноября 2017 года.
Андрей Золотов – мл., Российская газета