28 и 29 апреля 2011 на сцене Челябинского театра оперы и балета московская «Геликон-опера» представила свой масштабно-пышный спектакль «Царица».
Несколько лет назад Давид Тухманов «для себя» написал оперу «Екатерина Великая». Но нашлись спонсоры. Постановка началась в самый разгар финансового кризиса в 2008 году и «Екатерина Великая» стала «Царицей».
Екатерина на сцене в трех лицах – Княгиня Екатерина (Елена Семенова), Екатерина II (Елена Михайленко) и Императрица Екатерина Великая (заслуженная артистка РФ Ксения Вязникова). Как объяснили певицы, в спектакле их объединяет любовь к мужчинам.
Возлюбленных трое – граф Григорий Орлов (Дмитрий Пономарев), Григорий Потемкин (Петр Морозов) и Платон Зубов (Василий Ефимов). В результате исполнительницы заглавной партии до того сроднились, что хор перестал замечать моменты, когда юную Екатерину сменяет уже царица, а на смену ей приходит императрица всея Руси.
В основу оперы автор либретто Юрий Ряшенцев положил три любовные истории из жизни Екатерины II. Однако, по словам композитора Давида Тухманова, главное зерно оперы – тема покаяния императрицы.
«Екатерина Великая, много сделавшая для России, оставалась земным человеком, а значит, была грешна. Со сцены звучат реальные покаянные каноны, которые я ввел по просьбе Льва Лещенко. Однако, Екатерина, разрываясь между личными страстями и государевым долгом, никогда не переходила черту, не делилась с фаворитами реальной властью, не давала им шанса победить себя»,
– говорит в одном из интервью Давид Тухманов.
постановке народного артиста России Дмитрия Бертмана «Царица» переросла рамки лирической любовной оперы, став масштабным спектаклем в имперском духе. При этом спектакль интересен не только оперным гурманам, но самой широкой публике. Споры музыкальных критиков о «Царице» продолжаются по мере продвижения ее из столиц в регионы – опера ли это с элементами мюзикла и парадного пышного шоу или все-таки мюзикл с претензией на классическое оперное искусство?
Однако известный мировому музыкальному миру дирижер Константин Чудовский заявляет твердо, что это современная опера с классическими ариями, хорами и музыкальной канвой.
«Но музыкальный язык произведения настолько мелодичен, прост и доступен слушателю, что опера понятна любому зрителю. Недаром сегодня «Царица» отнесена к жанру открытой или народной оперы»,
– говорит Константин Чудовский.
А Дмитрий Бертман утверждает, что великий мелодист Давид Тухманов, по сути, возвращает оперное искусство широким массам. К моменту прибытия в Челябинск «Царица» посетила Петербург, Краснодар, Уфу, ее услышали более 20 000 россиян. Шествие по стране продолжится, конечным пунктом гастролей «Геликон-оперы» станет Владивосток.
Светлана Ананьева, специально для Chelyabinsk.ru