Прослушивания первого тура конкурса оперно-симфонических дирижёров в рамках III Всероссийского музыкального конкурса начались 21 ноября 2019 года в Концертном зале московского Дома композиторов.
В конкурсе принимают участие 20 молодых дирижеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Саранска, Улан-Удэ, Ставрополя.
Для участия в конкурсе было подано 55 заявок. По результатам просмотра видеозаписей было отобрано 20 конкурсантов для участия в открытых прослушивания с оркестром.
В жюри конкурса вошли 11 известнейших музыкантов России.
Председатель жюри – Юрий Симонов, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Московской филармонии.
Члены жюри:
- Алексей Васильев – ректор Санкт-петербургской консерватории им. Римского-Корсакова,
- Валерий Ворона – ректор Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова,
- Томас Зандерлинг ‑ художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии,
- Вячеслав Карташов – заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Уральской государственной консерватории им. Мусоргского,
- Юрий Кочнев – художественный руководитель и главный дирижёр Саратовского академического театра оперы и балета,
- Анатолий Левин – художественный руководитель и главный дирижёр Концертного симфонического оркестра и Студенческого симфонического оркестра Московской консерватории им. Чайковского,
- Андрей Рейн – главный дирижёр Московского театра «Опера-променад»,
- Сергей Ролдугин – художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
- Евгений Самойлов – дирижёр Московского театра «Новая опера» им. Колобова,
- Александр Скульский – художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Нижегородской государственной филармонии им. Глинки.
В первый день прослушивания первого тура выступили 10 конкурсантов.
Первый номер выпал Душану Виличу (Бетховен – Увертюра к опере «Фиделио», ор. 72b). Затем в порядке, определенным жеребьевкой: № 2 – Иван Худяков-Веденяпин (Берлиоз – Увертюра «Корсар»), № 3 – Ариф Дадашев (Берлиоз – Увертюра «Корсар»), № 4 – Дмитрий Поляков (Мендельсон – Увертюра «Гебриды»), № 5 – Сергей Михеев (Моцарт – Увертюра к опере «Волшебная флейта»), № 6 – Андрей Колясников (Мендельсон – Увертюра «Гебриды»), № 7 – Алексей Федин (Бетховен – Увертюра «Кориолан»), № 8 – Хетаг Тедеев (Бетховен – Увертюра «Кориолан»), № 9 – Александр Андрианов (Берлиоз – Увертюра «Корсар»), № 10 – Сергей Шебалин (Россини – Увертюра к опере «Золушка»).
Любопытна частота исполнения того или иного сочинения. Мендельсон, Увертюра «Гебриды» – 7 участников, Берлиоз, Увертюра «Корсар» ‑ 5 участников, Вебер, «Эврианта» – 3 участника, Бетховен, Увертюра «Кориолан» ‑ 2 участника. Россини, «Увертюра к опере «Золушка», Моцарт, увертюра к опере «Волшебная фейта» и Бетховен, Увертюра к опере «Фиделио» ‑ по одному участнику.
С конкурсантами работает Академический симфонический оркестр Московской филармонии.
По регламенту конкурса во второй тур могут пройти 14 конкурсантов, в третий тур – 8, в четвертый – четверо.
Никому неизвестно как выступит 22 ноября вторая десятка конкурсантов, но первый день прослушивания показал, что все первые десять участников ‑ профессионалы.
Владимир Ойвин