12 февраля 2023 года в России впервые прозвучит опера «Царь Кандавл» австрийского композитора Александра фон Цемлинского. Ее представит Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского.
В 2016 году Юровский выступил в качестве дирижера-постановщика «Царя Кандавла» во Фламандской опере (Антверпен и Гент), теперь по его инициативе последний оперный опус Цемлинского прозвучит на сцене Московской филармонии.
«Царь Кандавл» продолжает линию экспрессионистских драм начала ХХ века, вдохновленных сюжетами из античности и библейских времен. В основе оперы лежит одноименная пьеса Андре Жида о лидийском царе Кандавле и его болезненной страсти к прекрасной жене Ниссии.
На основе хорошо известного в европейской культуре сюжета Цемлинский создал напряженную музыкальную драму; ее нерв составляет противостояние царя Кандавла и рыбака Гигеса, которому тщеславный Кандавл захотел явить первозданную красоту своей супруги. В музыке оперы слышатся отголоски позднего Вагнера и раннего Рихарда Штрауса.
«Царь Кандавл» — последняя опера Цемлинского. Клавир был завершен в 1936 году, но в силу жизненных обстоятельств композитор не закончил эту работу. Лишь в первой половине 1990-х оперу оркестровал британский дирижер и музыковед Энтони Бомон, исследователь и пропагандист австрийской музыки первой половины ХХ века.
Мировая премьера состоялась в Гамбурге в 1996 году. С тех пор «Царь Кандавл» занял место в тройке наиболее часто звучащих опер Цемлинского: за последние 20 лет ее исполняли в Зальцбурге, Буэнос-Айресе, Льеже, Амстердаме, Палермо и других городах.
Весной 2016 года «Царь Кандавл» был поставлен во Фламандской опере под управлением Дмитрия Юровского, который, по мнению прессы, «со впечатляющей уверенностью балансирует между напряженным звуковым опьянением и завораживающе детализированным рисунком» (Online Music Magazine).
Теперь дирижер знакомит с поздним шедевром Цемлинского российскую публику в содружестве с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, прежде уже обращавшимся с крупным симфоническим сочинениям композитора. Главные партии исполнят солисты НОВАТа Михаил Агафонов (Кандавл), Любовь Стучевская (Ниссия), а также Алесандр Суханов (Гигес).
Дмитрий Юровский признавался, что еще в юношеском возрасте был поражен музыкой Цемлинского, отмечая «необычайную глубину мысли, интеллект души и нежность ума» композитора. Работа над крупными сочинениями открыла Юровскому новые стороны этой самобытной фигуры.
«Для меня особая ценность Цемлинского прежде всего в его театрально-драматургическом мышлении. Он умел создать атмосферу настоящего музыкального театра, поэтому, не будучи в душе хоть немного сценаристом и режиссером, музыканту очень непросто убедительно передать смысл, заложенный в музыке Цемлинского»*.
Сегодня Александр фон Цемлинский — протеже Густава Малера, друг и шурин Арнольда Шёнберга, наставник Альбана Берга, Антона Веберна и Эриха Вольфганга Корнгольда — считается одним из крупнейших представителей австро-немецкой школы первой половины XX века.
Композитор, дирижер и педагог, он отдавал музыке все силы, не слишком заботясь о судьбе своих произведений. Покинув Европу незадолго до начала Второй мировой войны, Цемлинский не смог найти себя в США, и после смерти композитора в 1942 году его творчество долгие годы пребывало в забвении: для консерваторов его сочинения всегда были слишком новаторскими, а для модернистов — слишком мелодичными, красочными и недостаточно радикальными.
В 1980-е годы интерес к музыке Цемлинского начал стремительно расти, и сегодня она — в первую очередь «Лирическая симфония», симфоническая фантазия «Русалочка», оперы «Карлик» и «Флорентийская трагедия» — исполняется и записывается во всем мире.
* Из интервью Дмитрия Юровского журналу «Музыкальная жизнь» № 10, 2021
Пресс-служба Московской филармонии