С 1998 года в Венской государственной опере ежегодно обновляется оформление пожарного занавеса.
2 ноября 2018 театр представил новый вариант.
“Железный занавес” – это проект музея в сотрудничестве с Венской государственной оперной труппой и Бундестафером-Холдингом, который в 2018 году был поддержан Королевством Бельгия, Валлони-Брюссельским Интернационалом (WBI) и Белколаде (Puratos Austria GmbH).
Для оформления двадцать первого “Железного Занавеса” жюри (Даниэлем Бирнбаумом и Хансом-Ульрихом Обристом) был приглашен всемирно известный бельгийский художник Пьер Алечинский.
«Железный занавес» – это выставочная серия, задуманная “Неоконченным музеем” современного искусства и реализованная в сотрудничестве с Венской государственной оперой, которая с 1998 года превратила «Железный занавес» в выставочное пространство современного искусства.
Большие картины (176 квадратных метров) фиксируются магнитами на противопожарной стене. Каждая из них присутствует в Венской государственной опере в течение одного сезона. Картины демонстрируются театральной публике до и после спектаклей, а также во время антрактов.
Во время пресс-конференции 2 ноября была также представлена ограниченная серия литографий картин разных периодов творчества художника Пьера Алечинского. Кроме того, копии этих работ, тематика которых связана с представленным оформлением пожарного занавеса, будут выставлены в фойе театра. Литографии также будут демонстрироваться на дисплеях Privat Bank Wien в Operngasse 2.
С 1998 года в рамках серии выставок были реализованы железные занавесы следующих художников: Кара Уокер (1998/1999), Кристин и Ирен Хоэнбюхлер (1999/2000), Мэтью Барни (2000/2001), Ричард Гамильтон (2001/2002), Джулио Паолини (2002/2003), Томас Байрл (2003/2004), Тасита Дин (2004/2005), Мария Ласниг (2005/2006), Риркрит Тиравания (2006/2007), Джефф Кунс (2007/2008), Розмари Троккель (2008/2009), Franz West (2009/2010), Cy Twombly (2010/2011), Cerith Wyn Evans (2011/2012), Дэвид Хокни (2012/2013), Освальд Оберхубер (2013/2014), Джоан Джонас (2013/2014, 2014/2015), Доминик Гонсалес-Ферстер (2015/2016), Тауба Ауэрбах (2016/2017) и Джон Балдессари (2017/2018).
На сайте театра опубликован отзыв на работу Алечинского, написанный французским галеристом и писателем Жаном Фремоном.
“Занавес Пьера Алечинского – своего рода контрапункт. Своей черно-белой гаммой он контрастирует с великолепием и огнями зала и элегантно одетыми зрителями. Этот занавес образует горизонт, пустой горизонт, который не конкурирует с действием на сцене, а подготавливает его. Это морской горизонт, где с востока (со стороны «двора») к западу (к «стороне сада») торчат грозовые тучи. («Côté cour» и «côté jardin» – термины, используемые на французском языке для сторон сцены.)
Движение, созданное рукой художника, компенсируется большой волной в нижней части занавеса. Волной, которая поднимается, достигает своей высшей точки и уносит нас в глубину.
Манера письма Алечинского многим обязана его знакомством с дальневосточной каллиграфией. В 1955 году он отправился в Йокогаму, а в Токио и Киото снял фильм о японской каллиграфии. Долгое время его рабочими инструментами были японская кисточка и большие листы рисовой бумаги из Китая.
Сильное чувство бокового движения является одним из характерных моментов в творчестве Пьера Алечинского, который по своей природе левша. Хотя еще в детские годы, в школе, его смогли переучить, в своей работе в качестве живописца он сохранил ясные следы этого своей природы. Художник вынужден писать правой рукой слева направо, однако хорошо ощущается, что, если бы его рука была свободной, то выбрала бы другое направление.
Картина называется “Loin d’ici” (“Вдали отсюда”). Это своеобразное приглашение в путешествие. Морской горизонт является повторяющейся темой в творчестве Пьера Алечинского.
Еще одна его крупноформатная картина под названием «La Mer noire (Черное море)» создана в 1988 году в память о его отце, который был родом из Одессы.
В свое время художник также проиллюстрировал стихотворение «Ле Вольтурно» Блейза Сендрарса. Le Volturno – канадский океанский лайнер, курсировавший между Роттердамом и Нью-Йорком. В 1913 году он затонул после пожара в море.
На иллюстрациях Пьер Алечинский изобразил морские горизонты с далеким силуэтом корабля, из трубы которого поднимался дым. Как в знаменитой арии Мадам Баттерфляй:
Unbel di, vedremo
Levarsi un fil di fumo sull’estremo
Confin mare
E poi la nature appare…В ясный день желанный
пройдёт и наше горе.
Мы увидим в дали туманной
дымок вот там, на море”.
Пьер Алечинский родился в Брюсселе в 1927 году. С 1951 года художник живет и работает во Франции. Его творчество включает элементы абстрактного экспрессионизма, тахизма и лирической абстракции.
Алечинский – ключевая фигура в легендарной группе художников CoBrA, основанной в 1948 году в Париже.
Большие персональные выставки проводились в музее Stedelijk в Амстердаме, Венецианской биеннале, Documenta в Касселе, Музее современного искусства и Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, Центре Жоржа Помпиду в Париже и Национальном музее Добрый в Осаке. В 2018 году Пьер Алечинский был награжден «Praemium Imperiale» Японской ассоциации искусств.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ