
В Академическом полном собрании сочинений П. И. Чайковского вышел четвертый том переписки великого русского композитора с Н. Ф. фон Мекк. Составление, научно-текстологическая редакция и комментарии — Полина Вайдман и Ада Айнбиндер.
В том вошли все известные на сегодня письма обоих корреспондентов за 1882—1884 годы — это двести пятьдесят четыре письма.
Можно наблюдать постепенный спад и меньшую интенсивность общения корреспондентов. Отчасти это вызвано развивающимся ревматизмом, которым страдала Н. Ф. фон Мекк, ей было все сложнее и сложнее писать. Тем не менее Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк продолжали делиться бытовыми, текущими новостями, обсуждать прочитанное, увиденное и услышанное в театрах и концертах.
Содержание писем по-прежнему разнообразно по обсуждаемым темам. Больше становится сообщений о жизни семей: Н. Ф. фон Мекк, Чайковского и его сестры А. И. Давыдовой. Корреспонденты обмениваются фотографиями всех своих домочадцев.
Чайковскй по-прежнему делится с Н. Ф. фон Мекк всеми своими композиторскими замыслами, информируя ее о ходе сочинения своих произведений: Трио «Памяти великого художника», соч. 50, Всенощного бдения, соч. 52, кантаты «Москва», оперы «Мазепа», Сюиты № 2, соч. 53, Сюиты № 3, соч. 55 и др. Оба корреспондента также внимательно и заинтересованно реагируют в письмах на события текущей политической и культурной жизни России и Европы.
В блок иллюстраций вошли материалы документального и фотоархива П. И. Чайковского, его личной библиотеки, хранящиеся в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину. Впервые публикуются альбом «Плещеево», который Н.Ф. фон Мекк подарила Чайковскому осенью 1882 года, а также альбом зарисовок художника М. И. Бочарова к постановке оперы «Мазепа» в Большом театре Санкт-Петербурга в 1883 году.
Переписка Чайковского с фон Мекк — значительная часть его громадного эпистолярного наследия. В пяти томах Серии ХVII-А Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского впервые публикуются в полном виде, без купюр, более 1200 писем, в том числе около двух десятков не публиковавшихся ранее и обнаруженных в последние годы. Все письма текстологически выверены на основе выявленных к настоящему моменту источников.
Академическое полное собрание сочинений Петра Ильича Чайковского – совместный проект Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского, Государственного института искусствознания и российского музыкального издательства «Авто Граф» (г. Челябинск).
Нынешний том стал четырнадцатым по счету с момента начала проекта.
Пресс-служба Государственного института искусствознания