15 сентября 2022 года Красноярский фонд развития искусства имени Дмитрия Хворостовского представил премьеру мобильной оперы с элементами дополненной реальности «Синтезатор юность / Дмитрий Хворостовский. Начало», посвященную 60-летию со дня рождения оперного певца.
Произведение создано при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Что это
Прогулка в наушниках в одиночестве или с друзьями по Красноярску и рассказ о неизвестной странице биографии Дмитрия Хворостовского.
В действительности — экспериментальное произведение искусства в области сайт-специфического аудиотеатра в жанре мобильной оперы с элементами дополненной реальности, созданное по инициативе Красноярского фонда развития искусства имени Дмитрия Хворостовского при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив в соавторстве с Мобильным художественным театром. Релиз проекта приурочен к 60-летию со дня рождения Дмитрия Хворостовского.
О чем это
Это история одного дня будущей оперной звезды — Дмитрия Хворостовского. В тот день 12-летний Дима поссорился с родителями и ушёл из дома — «навсегда», заявив, что с музыкой покончено, и отправился бродить по городу.
Маршрут прогулки свяжет два берега Енисея — левый и правый. Прогулка начнётся на остановке «Театр оперы и балета», где стартовала карьера певца, и здесь же закончится. Зрители совершат путешествие по городу, слушая, как взрослый герой комментирует и исправляет свои же детские заметки, и как всё это превращается в музыку, полную смутных догадок о возможном фантастическом будущем.
«Если ты слушаешь это сейчас и стоишь у поворота трамвая на углу дома бабушки, знай: ты все сделал правильно»,
— услышат зрители голос ребенка, находясь у здания с мемориальной табличкой Дмитрию Хворостовскому, напротив автобусной остановки, где юный Дима с мамой когда-то ждал автобус и загадал: если придет №33, он станет врачом, а если №55 — певцом.
Премьера мобильной оперы «Дмитрий Хворостовский. Начало» станет одним из событий в рамках мероприятий, посвящённых 60-летию со дня рождения народного артиста РФ Дмитрия Хворостовского.
Когда
Аудиоспектакль будет доступен для бесплатного прослушивания в любой день и в любое время после 15 сентября, он появится в приложении «Мобильный художественный театр». Важно не забыть зарядить телефон, взять с собой наушники и надеть удобную обувь. Функция gps-трекинга и элементы AR доступны только в приложении.
Команда проекта
Красноярский фонд развития искусства имени Дмитрия Хворостовского.
Автор идеи и куратор проекта
Композитор Режиссер Автор либретто Художник Продюсер |
Алексей Киселёв
Владимир Раннев серёжи че Максим Жегалин Галя Солодовникова Анастасия Никитина |
В ролях:
Дима (12 лет, ненавидит музыку)
Дима (12 лет, занимается музыкой) Дмитрий |
Влад Семилетков
Ирмин Химин Вадим Кеосьян |
Алексей Киселёв, автор идеи и куратор проекта:
«Если вынести за скобки совершенно удивительную историю создания длиной ровно в год, для меня этот спектакль в итоге — про человека в наушниках и про тех, на кого он обратит внимание во время прогулки. Зритель — главный герой, он становится им, повторяя реальный путь самого обыкновенного 12-летнего подростка. Или не самого.
Это спектакль как раз о том, что невозможно отличить, кто обыкновенный, а кто нет — он ставит под сомнение существование этой разницы. Мы гуляли по правому берегу, а мимо нас слонялись подростки с сигаретами в зубах и футбольным мячом под мышкой — точно такие, каким описывают юного Хворостовского.
Я думаю, что спектакль ещё и об этом: не исключено, что кто-то из этих ребят через 15 лет будет петь на сцене Большого или Метрополитен-опера. А главным автором спектакля стал город. Именно город диктовал нам, куда поворачивать, что чувствовать, на что обращать внимание».
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/kompozitor-vladimir-rannev-na-chaykovskom-slushatel-smotrit-na-kandelyabryi/
Владимир Раннев, композитор, автор мобильной оперы:
«Диалогу, вернее, даже не диалогу, а перекличке героев — взрослого и ребенка — сопутствуют намёки, появления фоном вступлений, заключений, обрамлений будущих оперных партий певца. То есть будущее где-то рядом. Но голоса еще нет. Взрослого Хворостовского пока нет, но его судьба уже рядом. Что-то уже в нём, внутри. Его родители уже заложили в него ощущение, что мир значительно шире, глубже, разнообразнее, чем пятиэтажка, продмаг, поликлиника, школа, железная дорога. Что есть ещё загадочный мир пластинок, книжек, а за всем этим — разнообразие, пестрота, широта целой вселенной».
Максим Жегалин, автор либретто:
«Мне кажется, это спектакль о полноте детства. О том, что в детстве, которое со стороны может казаться глупым, наивным и, может быть, даже бессмысленным, есть место для настоящей любви, настоящего отчаяния, настоящей боли, настоящей борьбы и настоящего героизма. И что в голове у маленького и неприметного ребенка могут крутиться высокие мысли, а в его сердце жить яркие страсти и чувства».
Интересные факты
В спектакле присутствуют элементы дополненной реальности, сочиненные театральной художницей Галей Солодовниковой.
Эта роль записана на советский бобинный магнитофон «Электроника — 004»: у 12-летнего Хворостовского был примерно такой же, они вместе с отцом записывали на него песни, некоторые из этих записей вошли в спектакль.
Роль взрослого Дмитрия из альтернативной реальности, в которой он не стал музыкантом, решив поступать в Медицинский институт (перед Хворостовским действительно стоял такой выбор), сыграл заслуженный врач РФ Вадим Кеосьян, ровесник Хворостовского.
Композитор Владимир Раннев для записи музыки использовал советский синтезатор «Юность» — точно такой же, на котором Хворостовский играл в юности в рок-группе. Кстати, первое рабочее название спектакля — «Синтезатор Юность».
В спектакле используются записи Красноярского детского хора.
В спектакле используется запись советских песен в исполнении дуэта 12 летнего Димы Хворостовского и его отца А.С. Хворостовского, Красноярск 1974 г. Запись предоставлена Красноярским краевым краеведческим музеем.
Памятник Дмитрию Хворостовскому открыли на Новодевичьем кладбище
Спектакль создан по принципам горизонтальной организации: каждый участник проекта принимал участие в каждом из этапов процесса.
Это третий спектакль в приложении Мобильного художественного театра за пределами Москвы и первый в жанре «мобильная опера».
Подробности о проекте ищите также в группе ВКонтакте и по тэгам #foundation_dh #мобильныйтеатр
Пресс-служба проекта