Красноярский фестиваль искусств «Хворостовский» подвел свои итоги. Обновивший в этом году свой концепт фестиваль представил публике афишу из десяти концертов, образовательную и музейную программы, впервые расширил свою локацию, выехав за пределы Красноярского края (гала-концерты в Новосибирске и Москве), провел трансляции концертов.
По итогам фестивальные залы были наполнены на 98%, в программах участвовали 250 музыкантов, три симфонических оркестра и камерный ансамбль, более двух десятков солистов из России, Франции, Китая, Южной Кореи и Казахстана, а также Московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Концертная аудитория составила 10000 зрителей.
Это солидные цифры не только для культурных проектов края, но и для самого фестиваля, существующего в Красноярске с 2018 года и изменившего в этом году свой продюсерский формат и название – «Хворостовский».
В самом ребрендинге заложена суть трансформации проекта (к слову, успешного и в прежние годы) – дать представление о Дмитрии Хворостовском не только как о всемирно известном певце, супер-звезде оперы, но как об особом явлении, культурном феномене, органично сочетавшем в таланте Хворостовского его вокальный, артистический дар и уникальные качества его личности. Очевидно, что с течением времени актуальнее становится необходимость осмысления, расширения границ проекта, уже ставшего знаковым для Красноярска, появления в его границах новых программных коллизий, поворотов, географических локаций. И надо заметить, что включенные в фестивальный формат новые творческие контексты, дали и новый старт проекту, развернули его от концепции эксклюзивного музыкального события к живой культурной реальности края.
Разумеется, в его афише традиционно присутствовали «звезды»: Хибла Герзмава, Владислав Сулимский, Аида Гарифуллина, выступали Заслуженный коллектив России, Questa Musica с Филиппом Чижевским, приехал Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко с моцартовским «Дон Жуаном» в постановке Александра Тителя. Но почти все приглашенные артисты участвовали не только в концертных программах, но и в других сегментах афиши: творческие встречи, мастер-классы.
Новую стратегию проекта сформулировал генпродюсер фестиваля, директор Красноярской филармонии Евгений Стодушный:
– Красноярск взял курс на создание по-настоящему народного, важного культурного бренда – «Хворостовский», который бы стал точкой притяжения для всех гостей нашего региона. Именем Дмитрия Хворостовского названы сегодня и международный аэропорт Красноярского края, и музыкальная школа, и Институт искусств, в которых учился знаменитый певец, установлен памятник.
Но невозможно увековечивать память только наименованиями – это статичная форма. Поэтому с 2018 года в Красноярском крае развивается музыкальный проект, связанный с именем Хворостовского. Он начинался с благотворительного гала-концерта «Хворостовский и его друзья детям», затем идея эволюционировала в фестиваль, проходивший с 2019-го по 2022 годы – это было высокохудожественное, я бы сказал «бутиковое» событие.
Но, как мне кажется, одним из секретов всемирной известности и популярности самого Хворостовского было то, что он не замыкался исключительно на опере, на элитарном жанре, он был открыт к разным жанрам и самой разной публике. Мы все знаем о его коллаборации с эстрадными деятелями, знаем, как он великолепно пел романсы, песни военных лет, выступал с оркестром народных инструментов.
Его репертуар был невероятно широк. С этой идеей мы и решили запустить новый фестиваль. Хотел бы заметить, что проекты прошлых лет были ориентированы скорее на западно-европейский рынок – на телеканалы Mezzo, Medichi, а фестиваль, который мы начали сейчас строить в Красноярске, мы делаем прежде всего для поклонников Дмитрия Хворостовского в России.
Программа нынешнего фестиваля оказалась связанной с гострендом Года педагога и наставника: и в репертуарном аспекте, и в составе приглашенных артистов подразумевался мотив «учителя и ученика», сформировавший целый веер событий фестиваля.
Открывавшая программу фестиваля Хибла Герзмава вышла на сцену не только в качестве оперной «звезды», коллеги и друга Хворостовского, но и представила публике молодых певцов, лауреатов своего Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров, состоявшегося впервые в январе этого года в Москве.
Титульный баритон Мариинского театра Владислав Сулимский выступил в гала-концерте в день рождения Дмитрия Хворостовского (программу оммажа исполняли также солисты Мариинки и московской «Новой оперы» – театров, на сцене которых выступал сам Хворостовский), но, кроме этого, известный артист дал мастер-класс для молодых красноярских певцов и студентов-вокалистов.
Кстати, это был не первый мастер-класс Сулимского в Красноярске (в прошлом году он занимался здесь с певцами в рамках фестиваля Ильдара Абдразакова). В программу фестиваля была заложена целая серия образовательных событий, проходивших с участием приглашенных гостей в музыкальной школе, в педагогическом колледже и в Институте искусств, где учился когда-то сам Хворостовский.
Между тем программные идеи, соединявшие имена и названия в афише, подразумевали и разные параллели и контексты. Так, выступавшие вместе с Сулимским в день рождения Хворостовского солисты Новой оперы меццо-сопрано Анастасия Лепешинская и бас Владимир Кудашев, оказались в этот вечер на сцене еще и потому, что учились, как и Хворостовский, у известного красноярского педагога Екатерины Иофель (в этом году ей исполнилось бы 100 лет), а солистка Мариинского театра сопрано Кристина Гонца окончила тот же Красноярский институт искусств.
А участие в фестивале ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского мотивировалось не просто присутствием в афише модного московского коллектива, но возможностью представить публике барочный репертуар, в котором когда-то начинал выступать Хворостовский.
Программа, прозвучавшая в Камерном зале филармонии, была поводом вспомнить и ранний период творчества Хворостовского, и его красноярских педагогов. В мемуарах Людмилы Курицкой, концертмейстера и педагога Хворостовского, есть описание, как он начинал в Институте готовить программу в рамках курса «Музыка барокко и эпохи Возрождения», как погружался полностью в материал, читал о композиторах той эпохи, слушал все записи, которые были на тот момент, и «эта музыка в его исполнении зазвучала волшебно».
К слову, в Кардиффе, где Хворостовский в 1989 году победил на конкурсе «Певец мира», он исполнял в своей программе арию из генделевского «Ксеркса».
Questa Musica привезли на фестиваль популярные номера из генделевских опер («Юлий Цезарь» и Юлий Цезарь в Египте», «Альцина» и «Ариодант»), инструментальные сочинения и арии из опер Вивальди. С музыкантами выступили французское сопрано Македа Монне и контратенор Артем Крутько, солист Челябинского театра оперы и балета.
Оба певца известны столичной публике – Крутько сотрудничал с Мариинским и Михайловским театрами, выступал в спектаклях «Новой оперы», Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко, а Македу Монне публика помнит по ее выступлению полгода назад в проекте Московской филармонии с Филиппом Чижевским и РНМСО в Реквиеме Лигети.
В барочном репертуаре легкий, подвижный голос Монне звучал чарующе, мягко, с матовыми красками, хотя и не все колоратуры арий Клеопатры и Альцины ей удались. А темпераментная игра Questa Musica временами захлестывала мерцающее сопрано своей яркой музыкальной энергией.
У Крутько, исполнявшего в фестивальном концерте арии Ациса «Alto Giove» из оперы «Полифем» Порпоры, Руджеро из «Альцины», Полинессо из «Ариоданта» сложился более простой баланс с ансамблем, голос его звучал ярко, плотно и как будто несколько отстраненно от витиеватой психологической нюансировки барочных персонажей. Но тон задавали в тот вечер не солисты, а Чижевский с Questa Musica, наполнявшие динамичной энергией каждый номер программы.
Четкие упругие ритмы, активная оркестровая фактура, бурлящие фигуры мелизмов, быстрые темпы и бодрящий драйв – исполнение некоторых номеров было приближено к рок-манере, как, например, третья часть из вивальдиевского Концерта для скрипки с оркестром «Лето» («Времена года»). В программе исполнялись вторая и третья части концерта, солировал Леонид Железный. В Adagio музыканты словно брали разгон, внезапно врываясь ревущими «грозовым» presto в ткань скрипичного соло, но в третьей части разразилась настоящая рок-«гроза», солист и дирижер работали в формате экшна – с прыжками, с эффектными жестами, не обращая внимания на детали, зато с тем драйвом, от которого публика приходит в восторг. И «Грозу» пришлось исполнять на «бис».
К слову, программные нити соединили тему раннего творчества Хворостовского с темой, представленной на фестивале в выставочном формате: в фойе филармонии развернулся вернисаж «Хворостовский на родине», а в музее-усадьбе Г.В. Юдина (купца-мецената и библиофила) – большая экспозиция «Голос, покоривший мир».
Как пояснила куратор выставок, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Красноярского краеведческого музея Яна Стародубцева, коллекция Д. А. Хворостовского уникальна, она собирается музеем с 1995 года и насчитывает уже более тысячи единиц – фотографий, личных вещей, костюмов, документов, афиш, видеозаписей спектаклей певца.
Но создать постоянную экспозицию из этих уникальных материалов пока возможности нет: город не может решить проблему с помещением для музея Хворостовского, поэтому многие вещи так и остаются в запасниках. Факт, но на фоне того, что делается в городе для сохранения памяти о Хворостовском, эта проблема выглядит недоразумением.
Между тем фестиваль «Хворостовский» завершался серией гала-концертов в Красноярске, в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом зале Московской консерватории (в партнерстве с Московской филармонией). В программах участвовали мировая звезда Аида Гарифуллина, лауреат I премии XVII Конкурса Чайковского южнокорейский тенор Сон Чи Хун, солистка Мариинского театра меццо-сопрано Ирина Шишкова и французский дирижер, лауреат I Международного конкурса Рахманинова в Москве (2022) Клеман Нонсьё, дирижировавший в эти заключительные дни двумя оркестрами – Красноярским симфоническим и оркестром Новосибирского театра оперы и балета. В самом выборе артистов, был заложен, вероятно, витальный и жизнеутверждающий посыл – оммаж нового поколения мэтру.
Клеман Нонсьё: “Работа с оркестром не должна превращаться в бесконечный челлендж, в конфронтацию”
Из всех молодых солистов только Аида Гарифуллина могла вспомнить свои выступления с Хворостовским на сцене:
– Я всегда сравниваю Дмитрия Хворостовского с Пласидо Доминго. Оба они великие и оба простые и душевные в повседневной жизни. Оба они многому научили меня. Хворостовский своим неподражаемым голосом покорил весь мир, миллионы людей.
А я до сих пор вспоминаю наш последний с ним концерт в Австрии, перед замком Графенегг. Он тогда сказал мне слова, которые я до сих пор храню в сердце: Аида, у тебя все будет очень хорошо. Это было как напутствие. До сих пор эти слова помогают мне идти по моему пути.
В программы гала-концертов вошел популярный французско-итальянский репертуар – номера из опер Доницетти, Беллини, Верди, Чайковского, Гуно, Бизе, Чилеа, Пуччини. Аида Гарифуллина исполнила также свои коронные концертные номера: арию Casta Diva из оперы “Норма” Беллини и Песню Марии из бернстайновской “Вестсайдской истории”.
Эта программа оказалась близкой и дирижеру Клеману Нонсьё, тонко проявившему себя как в партнерстве с певцами, так и в отделке оркестровых деталей, позволивших большому симфоническому коллективу звучать красочно, стилистически разнообразно и деликатно в оперном формате. В финале артисты подняли под вердиевскую “Застольную” бокалы с шампанским (избитый прием, но безотказно действующий на публику), поставив тем самым не мемориальную, а оптимистическую точку фестиваля.
Следующий фестиваль “Хворостовский” состоится в Красноярске в октябре 2024 года и, по словам Евгения Стодушного, программа его будет еще более масштабной.
– У нас уже есть согласие звезд мирового уровня. Будет развивать и образовательный сегмент фестиваля. Такие события – прекрасный повод собрать творческую экспертизу для передачи опыта.
Наш фестиваль посвящен вокалу, поэтому мы будем ждать больше вокалистов, и я уверен, что кафедра в Институте искусств, где учился Дмитрий Хворостовский, музыкальные школы города очень сильно приобретут от присутствия фестиваля в Красноярске.
Ирина Муравьева