Пианист Максим Кинасов – о своем участии в Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.
О подготовке к конкурсу
О конкурсе пианистов памяти Веры Лотар–Шевченко я узнал из буклета XV Международного конкурса имени Чайковского, благодаря пианисту очень хорошего уровня Николаю Медведеву (он стал победителем фортепианного состязания в Екатеринбурге в 2014 году).
В том, что пройду отборочный тур, сомнений не было, потому что записи были очень хорошие, и с ними уже много раз проходил на серьёзные международные конкурсы. Сонату Моцарта ля минор я записывал в Рахманиновском зале консерватории. Подошёл к директору зала. Сказал, что еду на конкурс, и мне выделили зал для вечерней записи.
Сонату записал быстро (буквально с двух дублей), потому что был хорошо готов. Мне, как и любому музыканту, наверное, был важен, в первую очередь, звук, поэтому для записи я позвал своего хорошего знакомого, Андрея Зубца — талантливого композитора и отличного звукорежиссёра.
К этому конкурсу, как и ко всем другим, мне помогал готовиться мой профессор Сергей Леонидович Доренский. Он уникальный человек, я бы сказал, своего рода «последний из могикан». Человек с замечательным чувством юмора, представитель того поколения культуры, которое, к сожалению, сейчас безвозвратно уходит. Талантливый психолог и просто Учитель с большой буквы.
Кроме самой игры, огромное значение при подготовке к конкурсу имеет психологическая готовность и общий настрой. Сергей Леонидович умеет настроить своих студентов так, что понимаешь: ты можешь всё. Это очень важная составляющая подготовки к конкурсам, которых в моей жизни было немало, и во всех случаях мне это помогало добиться успеха.
О сыгранных произведениях
Всю конкурсную программу я выбирал сам, и проблем с этим не было никаких, так как имел достаточный опыт в подготовке к фортепианным состязаниям. Конечно, советовался с шефом о порядке исполнения сочинений и расположении произведений в турах. В связи с тем, что программа была свободной, согласно условиям конкурса, то нужно было понять, что лично для меня будет удобнее сочетать между собой.
Надо сказать, что вся программа была мной выучена и несколько раз «обыграна» на разных мероприятиях. «Самыми новыми» сочинениями стали 12 рапсодия Листа и «Картинки с выставки» Мусоргского. Их я выучил прошлым летом, но они успели прочно осесть в репертуаре. И то, и другое исполнил в прошлом октябре, на Международном конкурсе пианистов имени Виотти в Верчелли, где получил вторую премию и приз зрительских симпатий. Позже сыграл «Картинки» на Международном музыкальном фестивале имени Рахманинова в Тамбове, по приглашению Николая Луганского. Концерт состоялся за два месяца до конкурса, в апреле этого года.
Первую тетрадь Брамса, исполненную на втором туре, сыграл ранее на консерваторских фестивалях «Gradus ad Parnassum» и «Творческая молодёжь Московской консерватории». В общем, могу сказать, что я был готов на 100%.
О впечатлениях после двух туров
Когда я приехал на конкурс, то первые приятные впечатления появились на жеребьёвке. Я вытянул 21 номер из 23-х возможных, что очень удачно, поскольку всегда лучше играть в конце, а не в начале. Вообще, можно сказать, что я везунчик: на жеребьёвках мне («тьфу–тьфу–тьфу») везёт.
После этого была экскурсия в Ельцин-центр, музей современной истории. Он просто потрясающий! Я был приятно удивлён, что в России, не только в Москве, существуют музеи такого высокого уровня. Было видно, что всё там делалось с большой любовью к истории, к этому сложному периоду жизни нашей страны и с тщательным подходом к своему делу.
Также мне очень понравился зал Детской филармонии, в котором у нас проходили конкурсные прослушивания первого тура. Очень приятный зал, недавно отремонтированный, в котором мне было удобно играть. Видно, что музыке и, в целом, культуре в Екатеринбурге уделяется особое внимание, что, конечно, не может не радовать. Steinway там был непростой, но репетиции перед первым туром хватило, чтобы настроить свой диалог с роялем.
Первый тур я играл 24-го июня, в последний день конкурсных прослушиваний. Публики в зале было немного (видимо, сказалось время — 11 утра и то, что это был будний день). Знаю, что многие участники не справились с трудностями инструмента: «мазали» и забывали текст. Возможно, сказалась невыносимая жара, державшаяся в городе всю неделю. Я, слава Богу, сыграл удачно и прошёл на второй тур.
27 июня я выступал днём: публики было гораздо больше, да и принимали теплее. Рояль и акустика в Большом зале Уральской консерватории имени Мусоргского отличные, поэтому смог полностью посвятить себя творчеству и своим интерпретациям произведений, несмотря на общую нервозную атмосферу в связи с тем, что во втором туре «проклятие» забытого текста настигло практически всех, кто играл до меня. Здесь было очень важно суметь абстрагироваться и не поддаться волнению. Думаю, мне это удалось. Мне даже показалось, что второй тур получился удачнее, чем первый.
После объявления результатов выяснилось, что я оказался седьмым в списке, так как у трёх человек вышли одинаковые баллы. А поскольку мест в финале было только шесть, то членам жюри нужно было решать, кому из нас идти дальше. На этот раз, я остался «за бортом», но не расстроился, получив звание «дипломанта».
Премий на сегодняшний день у меня достаточно, а конкурс — всегда лотерея и баллы никак не влияют на то, что мы делаем, на то, что пытаемся донести людям через исполнения. Членам жюри очень понравилось, как я сыграл на первом и втором турах. Я благодарен им за высокую оценку моего творчества.
Подготовила Анна Ефанова