Жюри VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко объявило лауреатов.
I премия – Олег Худяков
II премия – Роман Косяков, Тимофей Доля
III премия – Жибек Кожахметова, Александр Широков
IV премия – Константин Звягин
В жюри конкурса входили: Иржи Глинка (председатель, Норвегия), Эльжбета Стефаньска-Лукач (Польша), Юхани Лагерспец (Финляндия), Юрий Данилин (Россия), Алексей Чернов (Россия), Лев Наточенный (Германия), Константин Тюлькин (Россия).
Финал основной группы на Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар–Шевченко прошел с 28 по 30 июня в Большом зале Свердловской филармонии. Сегодня, сразу после подсчёта голосов и судейского обсуждения жюри назвало лауреатов.
Лауреаты Конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко получают право выступить в концерте на сцене Концертного зала им. Корто в Париже.
Олег Худяков: “Вся конкурсная программа давным-давно играна мной”
Комментируя результаты финала, ответственный секретарь жюри Юрий Данилин подчеркнул, что
«выбор был тяжким, но приятным».
По словам члена жюри, профессора Краковской Академии музыки Эльжбеты Стефаньски-Лукач,
«споров о победителе не было»,
так как он
«резко выделился среди других участников, особенно в третьем туре».
Слушатели, активно следящие за конкурсными прослушиваниями, разделились на два «лагеря», которые довольны и расстроены, поскольку тот или иной участник не стал первым.
Воспитанницы музыкального училища имени Чайковского, активно болеющие за Олега Худякова, выглядели счастливыми, поскольку «музыкант сильно вырос за этот год» и «продемонстрировал высокий профессиональный уровень на конкурсе».
Родители учащихся екатеринбургских детских музыкальных школ № 5 имени Знаменского и № 11 имени Балакирева, прослушавшие второй тур и финал, посчитали, что Роман Косяков «незаслуженно второй», так как «имеет безупречный вкус и точно соблюдает нотный текст в отличие от других конкурсантов, которые позволяли себе вольности».
Расстроены были и поклонницы Тимофея Доли, которые «отменили все срочные домашние дела», приехав его поддержать и узнать итоги конкурса.
“Это талантливый музыкант с высокой культурой звука. Таких единицы в России,
– сказала 53-летняя Мария Васильевна.
“Его Второй концерт Рахманинова просто за душу берёт, что там говорить. Да и в Третьем Бетховена он выглядел на голову выше. Жюри должны были дать ему первую премию или ввести специальный приз «за тонкое понимание» или «блестящее исполнение»,
– дополнила собеседницу 40-летняя Ольга Сергеевна.
Тимофей Доля: “При повторе всегда появляются новые мысли и идеи”
Не смогла сохранить спокойствие и молодёжь без музыкального образования, болевшая за Жибек Кожахметову и представившаяся «людьми, самыми неравнодушными и стремящимися к знаниям».
Воспитанники Екатеринбургского техникума химического машиностроения и колледжа транспортного строительства, пожелавшие остаться неизвестными, услышали пианистку на «Русском сезоне» в 2015-м. На конкурсе этого года они надеялись, что «Жибек победит всех», так как
«самобытно чувствует музыкальную стилистику композиторов–романтиков и преломляет в своём творчестве самые лучшие традиции казахской фортепианной школы».
После объявления результатов, студенты оказались краткими:
«Ей банально не повезло».
По мнению преподавателей из Пермского Дома народного творчества, специально приехавших послушать Константина Звягина, «жюри стоило разделить премии по-другому».
Константин Звягин: «Совсем новые произведения было заявлять рискованно»
По мнению 60-летней Ольги Сергеевны, «раз в полгода слушающей пианистов», Александр Широков, «как никто другой достоен первой премии», потому что «удачно выстроил программу на конкурсе и справился с ней, в отличие от других, на всех турах стабильно прекрасно».
“Денежные вознаграждения должны были получить все участники, а так вышло нечестно,
– заявила подруга Ольги Сергеевны, 63-летняя Зоя Ивановна, «часто бывающая на концертах в Свердловской филармонии и спектаклях в Екатеринбургском театре оперы и балета».
“Костя играл последним труднейший концерт Шумана, а не популярных Чайковского и Рахманинова. В итоге, ему достанутся цветы и подарки, а он ведь прилетел из Германии. Не от хорошей жизни, наверное, он там учится. Таких талантливых ребят нужно, если не возвращать, то хотя бы почаще приглашать на концерты,
– объяснила она.
Финал в основной группе конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко прошёл в Большом зале Свердловской филармонии с 28 по 30 июня. Шестеро конкурсантов исполнили девять разных концертов с Уральским филармоническим оркестром под управления Алексея Доркина.
Трижды звучал Третий концерт Бетховена (Ж. Кожахметова, Т. Доля, О. Худяков), дважды — Второй концерт Рахманинова (Т. Доля, А. Широков), по одному разу — Двадцать первый и Двадцать пятый Моцарта (Р. Косяков, К. Звягин), Четвёртый Бетховена (А. Широков), единственный Шумана (К. Звягин), Второй Брамса (Р. Косяков), Первый Чайковского (О. Худяков) и Третий Прокофьева (Ж. Кожахметова).
В последний день конкурса, кроме жюри из семи человек и очень разных слушателей, в зале филармонии присутствовала почётный гость, вдова первого президента России Наина Ельцина. Отрадно, что не прошедшие в финал конкурсанты Андрей Щербаков, Войцех Крушек, Сирил Вальберг и Андреас Локен Такло также пришли послушать и поддержать коллег на третьем туре.
1 июля 2016 в Большой зале Свердловской филармонии состоится Торжественное закрытие конкурса (начало в 18.30, вход — по пригласительным билетам). Онлайн трансляцию можно будет посмотреть на официальном сайте Свердловской филармонии.
В первом отделении наградят лауреатов, во втором — финалисты сыграют на рояле. В программе полуторачасового концерта пока планируется:
– К. Дебюсси. Две прелюдии (Константин Звягин),
– М. Равель. Сонатина фа диез минор (Александр Широков),
– Д. Шостакович. Прелюдия и фуга ми бемоль минор (Жибек Кожахметова),
– Ф. Шопен. Ноктюрн ор.27 № 2, Ре бемоль мажор (Тимофей Доля),
– Ф. Лист. «Испанская рапсодия» S.254 (Роман Косяков),
– Л. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3, до минор (Олег Худяков),
– Л. Бетховен. Соната № 23 ор.57 «Аппассионата», фа минор, 1 часть (А. Ключко).
На дневных репетициях возможны изменения в программе вечернего концерта.
Анна Ефанова, ClassicalMusicNews.Ru