Пианист Александр Широков о своем участии в Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.
О подготовке к конкурсу
При выборе конкурса сошлись несколько факторов. Во-первых, наличие определенной программы. В данном случае, программа подходила для меня, так как были несколько произведений, которые я играл и мог повторить, как Вариации на тему Корелли или Второй концерт Рахманинова. Также в репертуаре уже была фантазия Шуберта.
Вообще у меня достаточно большой репертуар. В принципе, есть из чего выбирать программу для конкурса.
Во-вторых, были планы выучить французскую музыку, которую нужно было играть по условиям. То есть главное — желание поиграть, например, Равеля присутствовало изначально. Поэтому ничего не стал менять в программе в дальнейшем.
Записывался за несколько дней до окончания приема заявок в Московской консерватории. И, как чаще всего бывает, первый дубль был самый удачный, его и отправил 31 марта, в 12 ночи. Выбор помещения для записи был достаточно скуден, точнее его не было. Зал найти не смог, поэтому сделал запись в трёх классах Консерватории рано утром и поздно вечером.
В любой момент мог кто-то ворваться в класс (кстати, на нескольких дублях так и произошло).
О сыгранных произведениях
У меня было несколько концертов в Москве и Череповце. Также в усадьбе Рахманинова «Ивановка», с директором которой Александром Ивановичем Ермаковым сложились очень добрые отношения. Кстати, благодаря ему также удалось поиграть в соседних городах области — Борисоглебске и Тамбове, что было полезно для меня и студентов местных училищ и школ.
Параллельно с «сольной» конкурсной программой мы исполняли сочинения для фортепианного трио со студентами Московской консерватории Олегом Гусевым и Лидией Аристовой. Камерные сочинения, фактически, стали обязательным номером программ в концертах с моим участием. Мы с трио играем очень часто и в разных городах по России и за рубежом.
Бетховенский концерт я «обыграл» с Череповецким симфоническим оркестром. Любое выступление с оркестром придает больше уверенности. Соната Моцарта «свежая», но уже игранная на классном концерте моего профессора Максима Владимировича Филиппова.
Современное сочинение Либермана «Горгульи» уже стало популярным среди студентов.
Ноты этого произведения привёз Максим Владимирович из Америки. Он предложил мне выучить «Горгульи», когда я готовился к конкурсу имени Нейгауза в Челябинске прошлой осенью. С тех пор произведение в репертуаре. Это очень яркая и оригинальная современная музыка, но без «заскоков», таких, где, например, «нужно забивать гвозди в клавиши».
Исполнил их в Малом и Большом залах Консерватории. Получилось недурно.
О впечатлениях после трёх туров
Рояли на конкурсе очень хорошие. Проблем с ними практически не было. Просто шикарный Steinway стоял на третьем туре конкурса. Скорее, были некоторые акустические детали, тонкости, которые вообще в каждом зале свои.
Например, в зале Уральской консерватории удачное сочетание акустики и рояля в отличие от зала Детской филармонии, который больше похож на кинотеатр. Соответственно, там больше слушал себя со стороны, как бы «из зала».
По сыгранным турам у меня несколько неоднозначные выводы, которые можно не озвучивать. Зачем? По этому поводу могу сказать, что у исполнителя и слушателя бывают очень разные впечатления от одного и того же концерта.
Одно из самых ярких моих впечатлений на конкурсе — это игра с Уральским филармоническим оркестром. На одной репетиции собрать два концерта и вечером того же дня исполнить — само по себе большое дело. Здесь же получил только положительные эмоции и удовольствие. Огромная благодарность дирижеру и музыкантам каждой из групп оркестра отдельно!
Подготовила Анна Ефанова