В Большом всё же состоится опера «Дон Карлос» Верди, хотя главный дирижёр спектакля и музрук ГАБТ Василий Синайский неожиданно покинул театр незадолго до премьеры.
Как ни странно, многих в труппе это обрадовало. Известный баритон, народный артист России Владимир Редькин говорит:
«Синайский и экс-гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов унижали артистов…»
«Это моя лестница!»
— Слава богу, что «этот истеричка Синайский» ушёл, пишете вы в соцсети. За что вы так бывшего главного дирижёра ГАБТ?
— Из его уст постоянно исходили такие заявления, которые нормальному человеку в голову не придут. Рассказывали, как однажды наш оркестрант повстречался с Синайским на лестнице: «Здравствуйте, маэстро!» А тот ему с возмущённым видом: «А почему вы здесь ходите?! По лестнице главного дирижёра!» А это была самая обычная лестница…
Или, например, на опере «Летучий голландец» Синайский в разгар действа вдруг взял и опустил руки, перестал дирижировать!
– И что, музыка прекратилась?
– Нет, в Большом театре все музыканты – настоящие профессионалы. Ещё пример.
В опере «Руслан и Людмила» бегали по сцене голые женщины, возмущённая публика свистела. Это действительно ужасно, когда в Большом так трактуют классику… У Синайского в тот день брали интервью. И он заявил: постановка замечательная, не понравилась только… реакция публики! Зрители ему не приглянулись, для которых мы работаем!
Или наш великий хореограф Юрий Григорович отстранил Синайского от дирижирования балетом «Иван Грозный». Тоже о многом говорит. То, что Синайский покинул Большой накануне премьеры «Дона Карлоса»… Так могла бы вести себя истерическая женщина: «Ах так, тогда я ухожу!» Он специально всё это сделал, чтобы насолить новому генеральному директору Владимиру Урину.
Зарплата – слёзы!
– Урин не так давно сменил Иксанова на должности гендиректора. Какая чёрная кошка между ним и Синайским пробежала?
– Ну как! Раньше Василий Серафимович что хотел, то и творил. А тут всё вдруг стало возвращаться в нормальное русло. По пожеланию Владимира Георгиевича Урина начал обсуждаться и составляться коллективный договор между сотрудниками и дирекцией.
Опять же наш новый директор сразу сказал: в Большом прежде всего должны петь солисты Большого, а не артисты со стороны, как при Синайском, Иксанове и Фихтенгольце. (М. Фихтенгольц – бывший начальник отдела перспективного творческого планирования ГАБТ, недавно уволен. – Ред.) Все 13 лет правления Анатолия Геннадьевича Иксанова невероятно тяжело дались артистам Большого. Я помню жуткий случай: уволили артиста хора Малевича с роскошным басом, так он не выдержал и выбросился из окна. А сколько было сердечных приступов и преждевременных смертей за эти 13 лет ужаса…
Политика предыдущего руководства ввергла нас в полную нищету. Мы получаем гонорары за конкретный спектакль, а на сцену выходить не давали. Причём гарантированная зарплата смешная, как у уборщицы. У меня – 10 тысяч рублей. А приглашённых из-за границы «дорогих» певцов было очень много. Ещё надо выяснить, не было ли там…
– …откатов?
– Скажем, некой заинтересованности. Кто такой Михаил Фихтенгольц, который определял оперную политику в театре последние несколько лет? Неудавшийся скрипач, но известный критик.
Но оперное пение – другая профессия! В ней могут по-настоящему разбираться только оперные певцы-профессионалы. Фихтенгольц не имеет понятия о том, что такое техника пения. Это то же самое, как я или вы полезем в атомную энергетику и будем в Институте Курчатова определять ключевую научную политику.
А унизительная аттестация?! Мы, ведущие солисты, многие из которых не просто народные и заслуженные артисты России, но певцы, сделавшие прекрасную международную карьеру, как студенты, выходили и пели перед комиссией, в состав которой входили всё те же Фихтенгольц, Синайский и «не менее разбирающиеся в вопросах вокала» юрист и специалист отдела кадров!
Если начальство хотело наказать за длинный язык или чрезмерную независимость, аттестация была прекрасной возможностью расправиться. Между прочим, по регламенту пройти аттестацию в первую очередь должны были члены комиссии. Этого не было.
В общем, кадровая политика Иксанова была, мягко говоря, странной. Предшественником Синайского на посту главного дирижёра Большого был Александр Ведерников – по мнению многих, личность тоже весьма своеобразная… Его попросили из оркестра Русской филармонии. Ведерников сильно начудил у нас, достаточно вспомнить скандальных «Детей Розенталя» по Владимиру Сорокину. Изъял из репертуара все постановки великого Бориса Александровича Покровского – гениального оперного режиссёра, ныне, увы, покойного.
– Но почему вы все молчали, почему не звонили во все колокола: Большой гибнет?
– В начале работы Иксанова у нас в оперной труппе был очень сильный профсоюзный комитет, который возглавляли Владимир Букин и его заместитель Анатолий Зайченко. Они начали бороться с нововведениями, и их уволили. Ничего не помогло – ни суд, ни мнение труппы.
И со мной бы так обошлись, и с любым другим, кто пошёл бы против Иксанова и его команды. Только Николай Цискаридзе боролся до последнего и говорил правду не боясь. Дай бог ему здоровья! Слава богу, эпоха Иксанова завершилась. Иначе всё закончилось бы окончательным разрушением и превращением Большого в зауряднейший театр уровня провинциального европейского города.
Ольга Шаблинская, “АиФ”