Только что завершился II Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование».
Высказывание педагогов старшего поколения – «дирижёр – это «штучный продукт», подтверждает мысль о том, что хороших дирижёров не может быть много и их воспитание нельзя поставить на поток…
Четыре года назад лауреатами I Всероссийского стали Дмитрис Ботинис, Михаил Леонтьев и Станислав Кочановский. Диплом получил Василий Валитов (всего на первый конкурс было прислано 77 заявок!).
Все победители I Всероссийского успешны: Ботинис – дирижёр-ассистент в оркестре Московской филармонии; Леонтьев – главный дирижёр в Тамбове; Кочановский – руководит Академическим симфоническим оркестром Северо-Кавказской Государственной Филармонии им. В. И. Сафонова; Валитов возглавляет Юношеский симфонический оркестр России.
Жюри нынешнего конкурса приняло решение Первую премию не присуждать. Обладателем Второй стал Валентин Урюпин (Москва). Он рассказал о том, как проходили испытания дирижеров на этот раз…
— Валентин, что не удалось?
– Я не очень ровно провел туры; дирижировал новыми для себя спектаклями «Мадам Баттерфляй» и «Царская невеста» в Пермском театре оперы балета, работал в Казанском оперном. Параллельно вёл большую работу в Ростовском симфоническом оркестре, которым руковожу с начала сезона; буквально накануне I тура мы выступали в Ростове с Хиблой Герзмавой.
— Какие трудности возникают у молодого дирижера?
– В эту профессию все приходят по-разному; она не очень-то просто в себя впускает. Каждый виток творческого становления рождает новые задачи, и чем дальше, – тем они более многосоставны.
Вначале, как раз всё очень просто: вдруг понимаешь, что для тебя открылись двери – оркестры на тебя реагируют, все хвалят. Дальше начинаются сложности: сваливается огромный объем работы; наступают большие периоды неудовлетворенности, какой-то дисгармонии; затем – снова просветление; некая спираль получается.
— Ваши кумиры в дирижерском искусстве…
– Их много, зависит от музыки. Если говорить о фигурах, неизменно вдохновляющих, то это Карлос Клайбер и Клаудио Аббадо. Сегодняшнее утро я начал Девятой симфонией Малера в исполнении Яши Хоренштейна. Люблю Рикардо Шайи, многие его записи считаю волшебными.
Конечно, Евгений Александрович Мравинский, Геннадий Николаевич Рождественский, если говорить о русской школе… XX век дал столько великолепных музыкантов, не устаю для себя открывать новых!
— Какие остались ощущения от работы на XV Международном конкурсе Чайковского?
– Во-первых, это была еще одна возможность играть моего самого любимого композитора. Со времени начала работы с Теодором Курентзисом для меня Моцарт открылся совершенно по-другому.
Во-вторых – сотворчество с двенадцатью молодыми скрипачами, многих из которых я знал и до конкурса, играл вместе. Это потрясающе интересно, у каждого без исключения – своё артистическое лицо. Моцарт даёт максимальное представление о том, каков музыкант на самом деле. Это точнейший рентген личности.
В третьих – как всегда, огромное удовольствие от работы с оркестром “Musica viva”. Он настолько гибкий, умный, так отзывается на малейшую музыкальную инициативу, исходящую от дирижёра или солиста, что иногда казалось, что я и не дирижирую, вовсе, а играю в камерном ансамбле. Ощущение камерного музицирования для меня в искусстве – самое ценное, даже в таком монументальном жанре, как опера.
— Что сейчас для вас является наиболее важным в профессии?
– Много думаю над вопросами творческой стабильности. Не в узко-технологическом смысле, – этот этап, слава Богу, уже давно позади, а в смысле того, как быть наполненным духовно настолько, чтобы из раза в раз на сцене аккумулировать эту внутреннюю энергию, иметь её большие запасы, чтобы передавать музыкантам и аудитории те мысли, которые транслировали нам композиторы.
Не быть пустым на сцене даже в момент усталости. Научиться быть стабильным в высоком артистическом смысле – это одна из серьезных проблем…
Татьяна Эсаулова