В Новосибирске продолжается IX Транссибирский Арт-Фестиваль, основанный всемирно известным музыкантом Вадимом Репиным.
Концерты фестиваля традиционно проходят в городах Новосибирской и Красноярской областей, в Москве, Самаре и других городах России. В этом году, несмотря на геополитическую обстановку, Транссибирский Арт-Фестиваль остался верен своим традициям и представляет вниманию слушателей выступления выдающихся музыкантов, мировые премьеры сочинений, образовательные программы и арт-проекты на стыке жанров (музыка, балет, театр, кино и др).
Худрук фестиваля Вадим Репин рассказал “РГ” о перспективах своего проекта.
— Как удалось сохранить формат фестиваля в сегодняшней ситуации?
— Программа фестиваля за две с половиной недели до открытия изменилась полностью. Практически мы собрали новый фестиваль, а это большая работа, бессонные ночи. Но для нас важно, что музыканты едут к нам с радостью, и многие – не в первый раз. У нас выступают и замечательные местные коллективы: камерные, хоровые, симфонические.
В этом году к нам впервые приехали молодые, энергичные дирижеры Алексей Рубин (дирижировал мировой премьерой сочинения Ильи Демуцкого) и Филипп Чижевский, исполнивший “Реквием” Моцарта. Также новое лицо фестиваля – Юрий Медяник, с которым мы познакомились на проекте “Синяя птица”. А программа со Светланой (Захаровой. – прим. авт.) стала одним из хайлайтов фестиваля. Нам удалось уже ее исполнить и в Красноярске, и в Новосибирске, и в Москве.
IX Транссибирский Арт-Фестиваль в Красноярске: непочатый край работы
— Эта программа со Светланой Захаровой “Па-де-де” – знаковая для фестиваля с момента его основания. Меняется ли программа со временем?
— Да, за годы фестиваля “Па-де-де” завоевала любовь публики, особенно в Японии. Конечно, исполняя ее почти каждый год, мы добавляем музыкальные и хореографические номера, меняем их последовательность и композицию.
Но главной темой, по-прежнему, остается любовь. В этом проекте мы со Светланой вместе на сцене, вместе за сценой, и это очень счастливые дни. У нас есть уже и наметки новой программы, нужно только найти правильного хореографа, который мог бы это воплотить.
Дмитрий Маслеев: “Я не хулиган, но на сцене можно позволить себе многое”
— На фестивале состоялась мировая премьера концерта Ильи Демуцкого. Как возникло это сотрудничество?
— Я был знаком с творчеством Ильи, знал несколько его балетов, смотрел их по нескольку раз в Большом театре (например, “Габриэль Шанель” и “Герой нашего времени”). У меня возникла идея попросить его написать сочинение для фестиваля, потому что его творчество очень талантливое. Ежегодные премьеры – одно из главных положений в уставе нашего фестиваля. Для нас важно, чтобы Новосибирск был в одном ряду с самыми интересными музыкальными столицами.
Идея скрипичного концерта принадлежит Илье. При том что концерт не программное сочинение, в нем присутствуют интересная структура, классическое построение и множество характерных находок. Концерт оказался интересным, премьера прошла замечательно. Я планирую включать концерт в репертуар.
Илья Демуцкий: «На стенах Древнего Рима писали те же неприличные слова…»
— Какими событиями еще порадовал фестиваль?
— Среди таких событий – музыкально-театральная постановка с Юрием Башметом и Евгением Мироновым “Ван Гог. Письма к брату”. Эта программа была с грандиозным успехом представлена в Сочи и Москве. Гостем фестиваля в этом году стал Госоркестр имени Евгения Светланова. Также я жду приезда израильского пианиста из Парижа Итамара Голана, с которым мы много десятилетий вместе играем камерные программы.
В других концертах выступят замечательный пианист Вадим Руденко и виолончелист Нарек Ахназарян, это будет наше первое сотрудничество. И, конечно, я буду играть традиционный концерт “Дети – детям”, в котором участвуют юные музыканты. Это очень важно для них – находиться в совместном творчестве на сцене: это дает больше пользы, чем заниматься в классе один на один.
Проект “Путь Чайковского” Юрия Башмета получил президентский грант
— Как будет развиваться теперь ваша личная карьера?
— До конца апреля моя деятельность целиком посвящена концертам Транссибирского фестиваля в Новосибирске, Красноярске и Москве. Надеюсь, в Москве мы сыграем больше одной программы, постараюсь исполнить и концерт Демуцкого. А дальше – на 15-16 мая запланирован концерт с Транссибом в Ла Скала – это будет вечер современной музыки в Милане. А дальше – летние фестивали, турне с оркестрами, камерное музицирование.
Кстати, в следующем году у нас десятилетие фестиваля. Не знаю, какие будут логистические проблемы, но мы стараемся делать фестиваль на высочайшем уровне. Любой кризис когда-нибудь проходит, и мы будем продолжать строить культурные мосты. Несмотря ни на что.
Светлана Мелентьева, “Российская газета”