
В Петербурге на сцене Малого зала Петербургской филармонии завершились прослушивания I тура участников XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского по специальности “Виолончель”.
По итогам предварительного отбора в виолончельной номинации к конкурсному старту было допущено 25 человек, из них больше всего российских участников — 15, большая группа из Южной Кореи, два представителя США, и по одному виолончелисту из Австралии и Китая.
Во второй тур вышли 12 музыкантов — восемь россиян и четыре представителя Южной Кореи, половина из них пройдет в финал конкурса.
Народный артист России Сергей Ролдугин поделился с “РГ” своими впечатлениями от конкурса.
— Каковы основные критерии, по которым вы оцениваете конкурсантов?
— Критерий один — качество. У исполнителей обязательно должны быть интересные образные представления о том произведении, которое они играют, и способность донести эти образы. Чем их выступление творчески неожиданнее, но при этом оправдано, — тем интереснее.
Так мы будем привлекать не только слушателей-любителей, которые приходят в наши залы, но и тех, которые пока не интересуются классикой. Именно в классике, как ни в каких других музыкальных стилях, проявляется сочетание высокого строгого вкуса и творческой фантазии. И это — гарантированное качество. Это будет точно исполняться.
— Ключевое слово — сочетание высокого вкуса и фантазии? Сейчас много фантазии и экспериментов в академической музыке…
— Но останутся “жить” только те эксперименты, которые имеют основание и оправданны, и они смогут стать классикой, тем, что захочется послушать второй, третий раз.
— В этом году конкурс проходит в сложное время. Тем не менее, огромный интерес и широкое международное представительство и в жюри, и среди участников.
— Конечно, сложностей много. И давление, причем не только официальное, но и общественное давление “незрелых умов”. В этих условиях трудно выстоять и остаться приверженным своему собственному взгляду на жизнь, на профессию. Поэтому музыканты, которые к нам приехали, – это герои, верные своему делу.
И, вы знаете, мне кажется, высочайшее мастерство, которым ты обладаешь, честное отношение к своей профессии — это тоже патриотизм, и самый большой вклад — это честное отношение к своему ремеслу и достижение в нем больших высот.
— Что может дать конкурс Чайковского молодым музыкантам сегодня?
— То же самое, что и много лет назад. Основой конкурса остается собственно соревнование, то есть сравнение и выбор лучшего. Я сам не люблю соревновательность, особенно в музыке, поэтому без особого энтузиазма вхожу в жюри.
Оценивать этих музыкантов будем не мы. И настоящая победа будет у тех, на чьи концерты будут приходить люди, кого будет любить публика.
Миша Майский: «Я начал играть на виолончели в том же возрасте, когда бросил курить — в 8 лет»
Выдающийся виолончелист Миша Майский занял в свое время шестое место… Многие замечательные музыканты, которые собирают сегодня залы, не были победителями, но сейчас активно гастролируют и в России, и за ее пределами.
Конкурс — это лишь шаг в правильном направлении к этой победе. Настоящий успех начинается после конкурса. Вот это — настоящая победа.
Наталья Кожевникова, “Российская газета”