В преддверии концерта Felicita («счастье» – Ред.) талантливый вокалист Крымской государственной филармонии Олегом Ромашиным дал интервью.
Яркий и блистательный на сцене обладатель приятного баритона оказался очень скромным человеком, который с большой ответственностью относится к своей музыкальной миссии.
– Когда вы решили, что будете петь?
– Это случилось в одиннадцать лет, когда я решил заняться музыкой. Другом нашей семьи был педагог по вокалу, фортепиано и хору. Начали пробовать, и не было ничего особенного, но после мутации голос проявил себя, и как-то пошло дело. В пятнадцать лет решил поступать в музыкальное училище.
– Олег, ваш талант отмечен очень известными в оперном мире людьми, в частности певицей Монсеррат Кабалье…
– После окончания музыкального училища я поступил в 2000 году в Российскую академию музыки имени Гнесиных, к педагогу Наталье Леонидовне Троицкой. К сожалению, её уже нет в живых. В конце обучения она увидела во мне что-то «такое» и отправила на конкурс оперных певцов в Испанию, который проходил под патронатом Монсеррат Кабалье. Я был отмечен призом зрительских симпатий и первой премией.
Сначала, конечно, не поверил, что мне дали первую премию. А когда потом наградили ещё призом зрительских симпатий, стал верить в происходящее. Много нервов было потрачено – другая страна, языковой барьер. Потом у нас были с Монсеррат Кабалье совместные концерты в Испании, Германии. Параллельно проходил прослушивания в оперных театрах Европы. Затем мы пели с Николаем Басковым и Монсеррат Кабалье в туре по Сибири и в Санкт-Петербурге.
– У вас есть любимые оперные партии, любимые композиторы?
– Избранных нет, всех их в равной степени люблю, потому что у каждого есть свои нюансы, своя прелесть, свои сложности, которые мне нравится преодолевать, ведь преодолевая трудности в вокальной партии, растёшь.
– Оперный певец ещё и актёр. Соответствует ли ваш характер персонажам, которых вы исполняете?
– Наверное, отчасти в той или иной партии соответствует. Где-то приходится себя раскомплексовывать. Есть такое понятие, как возрастные партии, которые невозможно исполнить в 20-25 лет – Риголетто или графа ди Луна из «Трубадура». В них нужна особая эмоциональная наполняемость, поэтому нужно до них дорасти.
– Сколько обычно необходимо певцу работать над ролью?
– Сначала, конечно, изучая музыкальный материал, нужно искать дополнительный литературный источник. Это большая работа, если подходить серьёзно. Если это работа над главной партией, то лучше её разбавлять временем, потому что сейчас сроки сжались до невероятных размеров и мало времени остаётся на проработку, если говорить о театре.
– У вас есть какие-то ритуалы перед выступлениями? Складывается впечатление, что артист без интересного ритуала уже и не артист.
– У меня никакого ритуала нет, главное – выспаться и отдохнуть. Единственное, если это можно назвать ритуалом, я стараюсь поменьше общаться непосредственно перед выходом. Это отвлекает очень сильно.
– Иногда оперные певцы за день начинают беречь голос…
– Это сугубо индивидуально, многие певцы и за неделю перестают разговаривать, есть такие, которые и за месяц так поступают. Но я этого не придерживаюсь, мне важно, чтобы меня никто не трогал уже на сцене, не беспокоил – это рассеивает внимание.
– Для вас пение – удовольствие или работа?
– Это удовольствие с работой, потому что это любимое дело. Но не ремесло (смеётся)!
– Вы приносили что-то в жертву голосу? Например, мороженое?
– Со мной этот номер не проходит – мне не помеха ни семечки, ни мороженое, ни холодные напитки.
– Конечно, после того, как вы пели на одной сцене с Монсеррат Кабалье… Но всё-таки, с кем из современных оперных или, может быть, эстрадных звёзд вы бы хотели спеть?
– Желание спеть с кем-то из великих и знаменитых есть всегда. Даже просто посмотреть, как человек работает, распевается… Нет особых предпочтений.
– Сейчас вы пробуете свои силы в эстраде. Всё-таки опера требует от певца строгой дисциплины, а популярные хиты немного расхолаживают.
– В моём репертуаре – классическая старая эстрада, советская или западная, которая всё равно отличается от так называемой попсы. Там есть и смысловая нагрузка, и художественная ценность. Эти песни проще с вокальной и технической стороны, но не нужно списывать со счетов ту эмоциональную нагрузку, которая есть в старой классической эстраде. Было сначала сложно, потому что я всё-таки академический певец, но через некоторое время получилось. Очень много слушал знаменитых эстрадных певцов, пытался понять, что они при этом делают.
– Есть ли в вашем репертуаре песни, написанные специально для вас?
– Были вокальные циклы, но это не для меня писалось, я был просто первым исполнителем. Это было давно, когда я учился в Гнесинской академии. Если кто-то посчитает нужным и я буду этого достоин, то почту за честь, если появится песня именно для меня. Но композитор сам должен решить, хочет ли он этого.
– Какую музыку вы слушаете?
– Перед выступлением я ничего не слушаю, просто настраиваюсь, а если в домашней обстановке, то это и рок, и джаз, и западная классическая эстрада, и танцевальная музыка – диско, фанк, попса, но только качественная. Есть много композиций, которые отвечают моим требованиям и вкусам.
– А хотели бы в рамках эксперимента попробовать себя в роке?
– Конечно хотел бы. Исполнить хиты Nazareth, Scorpions, Queen и других групп старой роковой школы – с удовольствием.
– Возникает ли страх перед выходом на сцену?
– Как сказал Валентин Гафт, «человек, который не волнуется перед выходом на сцену, – это не артист». Волнение – нормальное явление, и с опытом оно остаётся за кулисами.
Бывает, не успеваешь хорошо подготовиться, и вот тогда становится немножко и не по себе. Или когда в зале сидят знатоки, меломаны, известные в оперном или эстрадном мире люди, тоже страшно становится. Чем ты сможешь их порадовать и чем удивить? В принципе, всегда страшно (смеётся).
– Нужен ли в Крыму конкурс «Крымовидение», чтобы открывать новые таланты?
– Конечно нужен! В целом по стране и в частности в Крыму – много талантливых ребят. Просто им нужна помощь, надо подтолкнуть, создать условия, чтобы ничего не мешало, чтобы они занимались только творчеством. Без искусства, без культуры, без истории мы просто умрём.
– Говорят, настоящее взросление человека происходит, когда он посещает оперу. Пора Крыму повзрослеть, пора строить полноценный храм искусства для оперных исполнителей?
– Не то чтобы оперный театр нужен, чтобы повзрослеть, а просто его никогда не было, а люди, которые любят это искусство, у нас есть. Я думаю, с грамотной политикой их станет ещё больше.
– На вашем сольном концерте «Феличита» много приготовлено приятных сюрпризов для слушателей?
– Будет много новых песен в моём репертуаре. Будет Анна Глушко – прекрасная певица, которая станет украшением вечера и будет радовать зрителя своим искусством. Остальное узнаете на концерте.
Борис Седенко, “Крымская газета”