29 апреля большим гала-концертом в столице Коми завершится XXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс».
Одним из участников гала-концерта станет приглашенный солист Мариинского театра, заслуженный артист Республики Карелия, лауреат международных конкурсов Владимир Целебровский.
В программе фестиваля публика могла уже видеть певца на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми: в опере Бизе «Кармен» он блестяще исполнил партию Эскамильо. После спектакля корреспондент БНК задал гостю фестиваля несколько вопросов.
– Только что завершился спектакль «Кармен», ваши впечатления?
– Ощущения радостные. Было очень приятно увидеть коллег на родной для них сцене.
На мой взгляд, спектакль прошел превосходно. Мне очень понравилось звучание оркестра, Азат Максутов – талантливый дирижер. Все участники спектакля работали с большой отдачей. Это потрясающе!
– Вы достаточно хорошо знакомы с оперной труппой нашего театра – почти полтора месяца вы провели с нашими артистами в гастролях по городам Великобритании. Насколько похожи ощущения от гастрольных выступлений и спектаклей фестиваля?
– В гастрольном туре самая большая сложность – это плотный график. Спектакли идут каждый или почти каждый день. И хотя мы менялись с солистом вашего театра Андреем Ковалевым, который тоже исполнял партии Эскамильо и Жоржа Жермона в «Травиате», нагрузка все равно была достаточно большая.
В моей певческой практике такой насыщенный заграничный тур состоялся впервые. И это стало большим испытанием.
Всегда нужно быть в тонусе, в форме, постоянно концентрироваться на работе и выдерживать ежедневные многочасовые переезды. Фестиваль – совершенно другая форма. Есть определенная программа, и каждый солист имеет возможность подготовиться к своей партии.
Сегодня я воспринимал «Кармен» совершенно иначе, чем в период гастролей. Произошло переосмысление материала: на гастролях была заложена база, накоплен опыт исполнения оперы, и сегодня мы вышли и представили ее со свежими силами и эмоциями.
– На гастролях по Великобритании для вас состоялась премьера. Вы впервые вышли в партии Эскамильо в «Кармен». Что сложного было в подготовке к роли тореадора?
– Определенная сложность заключается в том, что у нас привыкли слушать партию Эскамильо в исполнении бас-баритона, более насыщенного и плотного голоса. И передо мной стояла конкретная техническая вокальная задача: петь своим естественным баритоном, не стремясь его как-то расширить или делать более объемным, но при этом создать характер и наполнить вокал оттенками.
Работа над образом тоже потребовала определенных усилий: хотелось создать не копию, а привнести что-то свое. Очень важно было лично для меня поставить хороший французский, потому что гастроли проходили за границей.
Англичане, может, и не говорят на французском языке, но они слышат эту речь чаще российского зрителя, а следовательно, знают, как она должна звучать. Хотелось все сделать на достойном уровне.
– Вы родились в Перми, как сложилось, что в 2004 году вы окончили Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и стали солистом Академии молодых певцов Мариинского театра?
– Я любил петь всегда, хотя стать оперным певцом было очень неожиданным решением для меня. У нас дома всегда звучали романсы, популярные песни: мама закончила Саратовскую консерваторию по специальности «дирижер-хоровик» и очень любила петь.
Мне кажется, в детстве я ее не раз просил не петь, потому что эти песни для меня были непонятными и громкими. Но, видимо, по прошествии времени гены и постоянная жизнь в музыке взяли свое. Сначала я закончил Хоровую капеллу в Перми, потом музыкальное училище как дирижер-хоровик. И даже не думал, что буду когда-то петь в опере. Хотя я очень любил петь, любил хоровое пение, и все баритоновые соло в училище поручали мне.
На последнем курсе музыкального училища все преподаватели настойчиво рекомендовали мне съездить в Санкт-Петербург и прослушаться на вокальное отделение. Я какое-то время размышлял над их словами, а потом съездил. Мои умения высоко оценили и рекомендовали учиться профессионально. Я поступил в консерваторию и потом два года перестраивался.
Потому что вокалисты – это совершенно другое состояние, ощущение, ритм жизни. Так начался процесс моего превращения из нормального человека в оперного певца.
– Быть солистом Мариинского театра, особенно на выступлениях в других городах, сложнее, чем быть просто певцом?
– На подобные мероприятия, как фестиваль, всегда приглашают хороших певцов. Едут солисты из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России. Но если тебя зовут как солиста Мариинского театра, то должен приехать и спеть не просто хорошо, а отлично.
Это не давит, ты просто знаешь, что должен приехать и отдать всего себя, показать высочайший класс и уровень. Вообще любой певец, наверное, именно так должен относиться к любому своему выходу на сцену. Но в нашем случае есть ожидания зрителя, которые мы должны оправдать на 200 процентов.
– 29 апреля вы примете участие в программе гала-концерта фестиваля. Чем порадуете публику?
– Я исполню арию Ренато из оперы Верди «Бал-маскарад». В последнее время я много работал над этим музыкальным материалом, не раз пел ее на концертах. Очень хочется ее довести до конца для самого себя, и на фестивале «Сыктывкарса тулыс» я могу осуществить это.
А это значит, что партия зазвучит иначе, приобретет новое дыхание и подачу. Также в моем исполнении зрители услышат каватину Валентина из оперы Гуно «Фауст».
– Вы ведете достаточно активную концертную деятельность. Что самому интереснее: выходить в опере или давать концерты?
– Я очень люблю оперу. Благодаря тому, что я выхожу в спектаклях, я расту в своем мастерстве. Но концерты – это тоже неотъемлемая часть творчества. С концертами можно показать зрителям разнообразную палитру своих возможностей.
Мне нравится петь не только оперные арии, песни из репертуара Фрэнка Синатры и Муслима Магомаева, ретро-эстраду – это нечто потрясающее, сама душа поет. И в песенном жанре я чувствую себя как рыба в воде. Хотя есть опасность: если ты активно ведешь эстрадно-концертную деятельность, можно сдать позиции оперного певца.
Все-таки на концертах мы работаем на другом сценическом пространстве, перестраивается дыхание, а если речь идет о микрофонах, то ты вообще не поешь, а порой напеваешь. Очень важно сохранять вокальную технику и удержать баланс, чтобы одно не вредило другому.