Певица-актриса, блоггер, кинодокументалист и просто Лена Белкина.
Её имя на афишах звучит задорно: Лена Белкина. Украинская меццо-сопрано, выросшая в степном крымском Джанкое, ученица советской колоратурной Дивы – Евгении Мирошниченко, после победы на международном конкурсе им. Б. Р. Гмыри получившая возможность обучения в Лейпциге.
Выпускница Высшей Школы Музыки им. Мендельсона-Бартольди, которую с отличием закончила в 2012 году.
Европейская карьера Лены Белкиной стала стремительно развиваться после показа в июне 2012 года фильма-оперы «Золушка», транслировавшегося по телевидению во многих странах мира, а позднее в кинотеатрах Италии. Голосовые данные и фактура певицы полностью совпали с образом трогательной Анджелины (Золушки).
Основатель россиниевского фестиваля в Пезаро маэстро Альберто Дзедда пригласил в 2014 году Белкину на роль Арзаче в опере «Аврелиан в Пальмире». Причём с виртуозными каденциями первого исполнителя, знаменитого кастрата Дж. Б. Веллути, которые после его смерти никто не исполнял.
В творческом активе певицы партии Моцарта: Дорабелла в Cosi fan tutte, Керубино в «Свадьбе Фигаро». Она всегда желанная Розина в «Севильском цирюльнике» Россини. Два сезона подряд её Кармен в рваных джинсах волновала многотысячную аудиторию оперного фестиваля в Брегенце.
Особенно шокировал финал, когда Хозе по-настоящему топит неверную возлюбленную в озере, на котором выстроена сцена. Две минуты подводного погружения, гидрокостюм под платьем и кислородная маска. Такого ещё оперные певицы себе не позволяли!
Её тёплый, хорошо обработанный голос и сценическое обаяние могли оценить зрители не только Лейпцига, где начинала, или Вены, где проработала два года штатной солисткой, но и Немецкой Оперы на Рейне, Дворца Искусств Валенсии, Королевского Театра Мадрида, Театро Комунале Болонья, Национального Театра Токио, Михайловского Театра, Государственного Театра Мюнхена.
Была участницей фестивалей, в числе которых Гендель-Фестиваль на родине композитора в Халле, Бах-Фестиваль в Лейпциге, Рихард Штраус-фестиваль в Гармиш-Партенкирхен, Транс-сибирский арт фестиваль в Новосибирске и др.
— Позвольте начать с банального, наверное, для вас вопроса. Почему не Елена, а Лена Белкина?
— Я всегда любила своё полное имя Елена. Но когда приехала учиться и работать в Германию в 21 год, то нас оказалось две киевлянки у одного агента. Обе Елены. И тогда он, чтобы не путать, предложил той девушке откликаться на Елена, а меня стал звать Лена. Плюс при транскрипции на латиницу может быть и Elena и Yelena. Это добавляет сложностей в документы. А поскольку в немецкоязычных странах Lena воспринимается как полноценное имя, то так и решили. Чем старше я становлюсь, тем вариант «Лена» как-то упрощает меня. Возможно со временем снова назовусь Еленой, или даже Еленой Юрьевной.
— И сразу же спрошу о вашем «побочном» амплуа, которое уже успела оценить. Среди множества знакомых вокалистов, в том числе и ваших сверстников, и совсем молодых ребят, такого уровня и качества блоггеров не встречала. Смотреть ваш You tube канал интересно и познавательно.
Но это же тоже работа! Регулярная, вдумчивая, требующая подготовки. Когда совсем начинающие артисты общением в Сети приобретают себе новых поклонников из фолловеров – это понятно. Но у вас уже есть определённое достойное реноме в оперном мире, не зависимое от просмотров и лайков. Зачем вам «оно»?
— Я занялась блоггерством, когда ушла в декрет на шестом месяце беременности. Думала выступать чуть ли не до последнего, но поняла, что становится тяжело танцевать на каблуках Кармен. Поехали с мужем в отпуск в Австрийские Альпы. Там было сказочно красиво! Захотелось просто поделиться этим со всеми сразу друзьями и знакомыми.
Я сняла горы, озеро, отель, записала первый ролик, понятия не имея, как и что должно делать. И задала вопрос, интересен ли будет блог оперной певицы? И вдруг сразу этот ролик привлёк внимание, будто люди подобного ждали. Ведь среди русскоговорящих оперных певцов блоггеров, рассказывающих и о профессии, совсем немного.
— Да, как вашу «соперницу» в жанре могу назвать только Елену Стихину. Но у неё совершенно иной стиль подачи материала. Дерзкий, остроумный до хулиганства, и тоже привлекательный!
— Ещё ко мне и раньше частенько обращались с просьбами послушать начинающих певцов, иногда детей. Времени на это никогда не хватало. А сейчас на своём канале я могу объединить какие-то моменты, послушать фрагмент присланной записи, разобрать плюсы и минусы. Провести небольшой видео-урок, уточнить стиль произведения, рассказать о моём личном опыте.
За полтора года ведения блога у меня более трёх тысяч подписчиков. Я считаю это хорошим результатом. И, как ни странно, довольно много новых слушателей, приходящих на мои живые спектакли и концерты, узнали обо мне именно благодаря моему Youtube каналу. Например, задавали поиск «как правильно дышать» – находили мои ролики, а дальше уже интерес развивался.
Кстати, про доходы от блоггерства разочарую. За полтора года и много тысяч просмотров я заработала на этом около 80 долларов. Кормить себя, а тем более семью, могут только блоггеры с миллионами подписчиков. За тысячу просмотров начисляют два доллара.
https://youtu.be/q0YW-fBvva4
— Да, оперная тематика в Сети всегда будет в проигрыше по сравнению с котиками, спортом и так далее. Сейчас ваши материнские заботы, совпавшие с пандемией, оставляют больше времени для досуга, записи роликов… А в нормальном рабочем графике накануне или в день спектакля-концерта вы бы и со мной не беседовали, и для своего канала вряд ли бы записывали. Голосовой режим! Даже бытовые разговоры по минимуму.
— Конечно. Мои живые выступления за последние полтора года можно посчитать на пальцах одной руки. Как только восстановится театральная жизнь, я стану выходить в эфир и записывать ролики гораздо реже. Только в свободное от спектаклей и репетиций время. Но совсем отказываться от блоггерства не собираюсь. Мне нравится такое неформальное общение с множеством людей.
— Другой ваш виртуальный ракурс. Елена Белкина является автором и режиссёром документального фильма “Il dolce suono”, посвящённого 90-летию замечательной украинской сопрано, Народной артистки СССР, Евгении Семёновны Мирошниченко.
Премьера состоялась опять же на вашем You tube канале в июне 2021 года. И уже набрала около трёх тысяч просмотров. Даже не знаю, что меня больше привлекает в этом часовом фильме. Уважение и теплота, с каким вы, ученица Евгении Семёновны, о ней рассказываете. Или тщательный подбор архивных записей, фото и видео кадров с Мирошниченко. Или высказывания о ней друзей и поклонников. Короткие врезки-интервью коллег, среди которых особым сюрпризом стало появление в кадре неумолимого для прочих журналистских камер Владимира Атлантова, ласково называющего героиню «Женечка». Главное, фильм не смотрится как дебютная работа, он вполне сможет собрать аудиторию российского телеканала «Культура» и получить достойный рейтинг.
— Год назад мне захотелось окунуться в мир кино. А именно, начать снимать клипы на оперные арии. Не такие, как делают поп звёзды, а объединить природу и музыку, эстетику и вдохновение. Для этого я подала документы в Венский университет на факультет кинематографии. Не поступила, там было 300 абитуриентов на 6 мест.
После я посмотрела в Интернете работы тех ребят, что прошли конкурс. Типичное артхаусное кино, которое меня не интересует. Моё направление другое, совсем особенное, оно не рассчитано на массового потребителя, а скорее для публики, которой мало информации в интернет ресурсах. Я и дальше хочу продолжить снимать в жанре документального кинопортрета.
— Везде про вашу семью сказано, что мама у вас – музыкант. Но кто она по специальности?
— Мама у меня всю жизнь – педагог по классу баяна в музыкальной школе. Сейчас она вышла на пенсию и наслаждается досугом.
— При всём почтении к Евгении Мирошниченко как к педагогу, в нескольких интервью вы с неизменным уважением упоминаете и своего первого учителя вокала, Николая Ивановича Горбатова, который занимался с вами в Симферопольском музыкальном училище, начиная с 14 лет.
— Ради моих первых уроков вокала я ездила на электричке из Джанкоя в Симферополь по выходным ещё школьницей.
— Ваше мнение, важнее для певца именно первый учитель, который ставит дыхание, даёт азы вокальной техники, или последующие мастера-наставники, гранящие алмаз в бриллиант?
— Все важны. Первый педагог – это как родители для ребёнка. Они воспитывают, формируют психику. Первый педагог получает «белый лист», на котором можно рисовать, что угодно. Николай Иванович очень сильно выкладывался при моём начальном обучении и общении со мной. И у меня сразу стало многое получаться. Это вдохновляло нас обоих. Он давал арии всё сложнее и красивей.
К третьему курсу училища я поняла, что взяла от обучения очень много, и надо идти дальше. Дальше была Киевская консерватория, где посчастливилось попасть в класс к Евгении Семеновне, и ещё множество наставников уже после, в Европе.
И вот совсем недавно я нашла удивительного высокоинтеллектуального Учителя в Москве, к которому можно обращаться с любыми вокальными вопросами. Он умеет сказать что-то такое, что изменяет полностью отношение к произведению, даже запетому. И не боится говорить порой достаточно резкие замечания, что я особенно ценю, потому что в Европе педагогическая деликатность иногда чрезмерна. К сожалению, наши встречи вживую сейчас осложнены закрытыми из-за пандемии границами.
— Среди ваших наставников, как узнала из публикаций, встречались и звёзды, как Евгения Мирошниченко или Криста Людвиг, у которой вы занимались на мастер-классе, так и скромные «теневые» фигуры. Есть ли разница в их общении с учениками?
— Перед тем, как я поступила в 17 лет в класс к Евгении Семёновне, успела наслушаться, насколько она бывала строга с ученицами, могла накричать и обозвать, и чуть ли не стукнуть за нерадивость. Но именно со мной ничего подобного не было ни разу! Наоборот, только уважительное отношение. Евгения Семёновна не терпела возле себя бездарностей, особенно тех, кто не старался хоть чему-то научиться. А вот с этим у меня как раз полный порядок.
Западные звёзды, такие, как Криста Людвиг или Бригитта Фассбендер, с которой у меня был даже более подробный мастер-класс, тоже относились ко мне хорошо. Ведь моё певческое развитие произошло рано, поскольку в 20 лет я уже поступила в Лейпцигский оперный театр, и по сравнению даже с ребятами старшего возраста я выигрывала в знаниях и опыте. Без ложной скромности скажу: я талантливая ученица. Мне не надо повторять дважды, всё, что возможно взять ценного из занятий, я беру с благодарностью.
— Узнала от одного вокального педагога, что певцы делятся на «слухачей», среди которых встречаются и абсолютники, они контролируют себя ушами, и «мышечники», запоминающие правильные вокальные приёмы на уровне мышц. Причём, именно мышечники чаще поют точнее и правильней.
— Определение «мышечник» слышу впервые. Но, конечно, связки, диафрагма и прочие наши вокальные органы –это мышцы, и они при занятиях так же запоминают правильную или неправильную позицию, как пальцы музыканта-струнника точное место на грифе.
— Ваш голос сейчас соответствует понятию «европейское колоратурное меццо-сопрано». Вам отлично удаются и барочные «брючные» партии, и Россини, и французская музыка. Насколько голос потемнеет и потяжелеет с годами для партий драматического меццо, наверное, пока риторический вопрос.
А вот заход в сопрановый репертуар, похоже, ваша тема. Тем более, есть «пограничные» партии, как Сантуцца в «Сельской чести» или Шарлотта в «Вертере». Да и Тоску, бывали прецеденты, что исполняли меццо. Хотя, например, Елена Васильевна Образцова, настоящая Тоска по характеру, прекрасно пела в концертах Vissi d’arte, но выступить в спектакле так и не решилась.
— Арию Тоски я тоже пробовала. Это вообще не проблема. Но целиком партию пока не смотрела, не было повода. Сантуццу, конечно же, готовлю. Мне очень удобны сопрановые партии в операх Россини. Например, Елена в «Деве озера» или Семирамида в одноименной опере. В концертах пою большую 10-минутную арию Дездемоны из «Отелло» Россини, готова исполнить эту роль целиком.
— Читала в биографиях композиторов 19 века, что они создавали партии не абстрактно для сопрано, тенора и т.д., а конкретно для Малибран, Тамберлика или Кольбран, как тот же Россини. И потому сейчас с трудом иногда ищутся исполнители главных героев. Удача, если тесситура вдруг совпадает с физиологией певца, как пошитое 200 лет назад платье, севшее по фигуре.
— Именно так у меня случилось с Еленой из «Девы озера». Продюсеры сомневались, справлюсь ли я с сопрановой партией. Там есть несколько очень высоких мест. Но вот всё в нотах оказалось для меня «скроено и сшито». Понять удобно-не удобно можно только когда выучишь и попробуешь. После премьеры мне предложили спеть Армиду в премьере «Ринальдо» Генделя в Опере Лозанны.
Посмотрела ноты. Там есть фрагмент, где героиня очень долго поёт и тянет верхнее «до» третьей октавы. Выйти разово на эту ноту, сложную и для многих драмсопрано, я могу. А вот петь в тесситуре близ третьей октавы смогла бы, если бы и оркестр играл в аутентичном барочном строе, то есть практически на пол тона ниже. Так делают на некоторых фестивалях Генделя. Но, увы, швейцарцы на компромисс не пошли. Пришлось от Армиды отказаться.
— Википедия в статье о вас даёт огромный список партий. В том числе и те, упоминания о которых в интервью и репертуарных планах пока нет. Допустим, Любаша в «Царской невесте».
— Для дипломной работы в Киевской консерватории выбор партии был только между Ольгой в «Евгении Онегине» или Любашей в «Царской». Я музыкально выучила Любашу полностью, но спеть не удалось, поскольку уже тогда я себя зарекомендовала как россиниевское меццо. А вот Ольгу в Европе спела уже в семи различных постановках! Почему-то западные режиссёры считают, что молодые русскоязычные меццо-сопрано все без исключения подходят на эту роль.
— Хотя Ольга по сути контральтовая партия.
— Именно. Меня выручает в Ольге небольшой объём роли и моя способность легко обыгрывать ситуацию, не заостряя внимание публики на нижнем регистре.
— С превеликим удовольствием увидела, что в ваших планах на предстоящий сезон (тьфу-тьфу!), наконец, появится и Верди. Эболи в «Дон Карлосе». Сарацинская «Песенка о фате» на московском концерте в «Зарядье» в апреле 2021 прозвучала чудесно. Да и вообще, своенравная принцесса явно ваша по темпераменту. При том знаю о других меццо, много и успешно спевших Амнерис, но за Эболи браться побаивающихся.
– Так всё зависит, опять же, от типа голоса. У великого Верди, к сожалению, для меццо только три козырных партии: Азучена в «Трубадуре», Эболи и Амнерис. Про Азучену даже не думаю, она совершенно не моя по тесситуре. Амнерис возможна в будущем, лет через 10-15, как сложится. А вот для Эболи, самой высокой и техничной из них, час настал. Ещё, как небольшие, но эффектные меццовые роли, могу назвать Фенену в «Набукко» и Прециозиллу в «Силе судьбы». А вообще-то, дебютировала я в Венской опере компримарной партией Флоры в «Травиате». Считаю её идеальной для начинающих артисток.
— Ещё прочитала в ваших интервью, что подобно Чечилии Бартоли любите заниматься музыкальной «археологией», находить и исполнять совсем забытые опусы прошлого. Что это за «Царица Савская» композитора Карла Голдмарка, упомянутая вами среди желанных премьер?
— Когда искала для себя репертуар на немецком для очередного конкурса, случайно увидела в магазине клавир этой оперы, сочинённой в 1871 году. Поискала в Интернете –ни одной полной записи, даже аудио! Вроде бы недавно «Царица Савская» была в репертуаре Венгерской национальной оперы в Будапеште. Главную героиню пела там сопрано, а в клавире указано «меццо-сопрано».
И мне подумалось, что партия могла бы стать моим «звёздным часом»! Я хорошо знаю немецкий, могу выучить партию сама по клавиру. Такая шикарная страстная музыка с ориентальными мотивами! Пыталась подговорить знакомых продюсеров поставить хотя бы концертную версию для меня. Пока не рискуют. Тем более, там довольно сложная теноровая партия. Но я не теряю надежды!
— Лена, все сходятся, что вы органичны на сцене в пластике и поведении, что легко выполняете любые режиссёрские требования, живые современные постановки вам ближе «нафталина», запретов и проблем здесь для вас как бы нет. И всё же. Поскольку так называемая «режопера» всё активней и наглее. Есть ли какая-то «точка невозврата», которую не станете переходить на сцене? Тут сразу все думают про «обнажёнку». Но, как понимаю, это ещё не самое страшное…
— Показать части тела, если фигура позволяет, вполне можно по молодости. Я в постановке «Кармен» в Висбадене нарочно спускала с плеч красное покрывало, когда мы с Хозе лежим в антракте к третьему действию обнявшись в постели. Но вот прочитала рецензии на недавнюю «Кармен» Константина Богомолова в Перми – ой, для себя такого бы не хотела ни в коем случае!
Ещё возмущают противоречащие пению «находки». Как в «Чародейке» Андрея Жолдака в опере Лиона, где певцов заставили кричать, шипеть, скрежетать. Раздражают у некоторых режиссёров абсолютно нелогичные моменты. Совсем на заре моей карьеры мне устроили прослушивание на роль Полины в «Пиковой даме».
Почему-то присутствовал режиссёр, очень известный в Германии. И он потребовал, чтобы на романсе Полины «Подруги милые» я танцевала! Я, мягко говоря, обалдела – какие танцы, когда там в тексте «могила, могила..»! Может быть я станцую дальше, когда пойдёт плясовая «Ну ка, светик Машенька»? Объяснить всю нелепость режиссёрской просьбы я не смогла, немецкий ещё был слабоват. Так и не получила тогда эту роль.
Много гадостей придумывают в различных постановках «Кармен». Например, в недавней премьере «Дойче опер» в Берлине занавес имитирует содранную куриную кожу, а в финале Эскамильо угощает Карменситу деликатесом из бычьих тестикул. Даже смотреть этот эпизод тошнит! Но, откровенно говоря, я пока не в том статусе, чтобы отказываться от предложений участвовать в подобных экспериментах. В Лондоне Барри Коски заставляет Кармен выходить на Хабанеру в костюме обезьяны! Но это же знаменитый Ковент-Гарден! Да и Барри Коски –мировая величина. Так что никто не отказывается.
— Ещё современные режиссёры, работающие в опере, делятся на тех, кто позволяет артистам в рамках заданного рисунка делать «шаг влево –шаг вправо» по своему усмотрению, и тех, кто подобно Дм.Чернякову контролирует всё до мелочей. Чуть ли не положение каждого пальца руки в отдельных мизансценах.
— Когда я в Вене прошлой осенью посмотрела живьём «Евгения Онегина» Чернякова, мне понравилось абсолютно всё! Вплоть до каждого пальчика. В трансляциях меня впечатлили и «Снегурочка», и «Царская невеста», и «Сказка о царе Салтане» – совершенно заново придуманные сюжеты, не имеющие ничего общего ни со сказками, ни с историческими событиями. В его постановках я бы поучаствовала с удовольствием. Это некий вызов самому себе и тому, что было сделано раньше.
— Все, кто работал с Черняковым, чуть ли не влюбляются в его режиссёрскую манеру. Но тут, как понимаю, «две большие разницы» – видишь ли ты постановку со стороны, как зритель, или изнутри, как участник процесса.
— Разница колоссальная! Мне довелось совсем юной в Лейпциге работать с Петером Конвичным. Он сын знаменитого дирижёра, умеет читать партитуры. На репетициях – холерик с признаками безумия. Мог орать на артистов! На работников сцены за нерадивость даже топал ногами! Но не унижал никого, а так проявлял свой огненный темперамент. Как же интересно с ним в процессе! Однако смотреть постановки Конвичного из зала не могу. Просто катастрофа! И многие уходят из зала до финала или кричат «бу» режиссёру на поклонах.
— Когда пытаются искать новые смыслы в запетой и заигранной донельзя «Кармен», ещё как-то объяснить можно. Но вот случилась в марте 2019-го сенсация. Венский театр «Ан дер Вин» поставил «Орлеанскую деву» Чайковского, которую и у нас вспоминают изредка, а уж европейские постановки вообще по пальцам перечислить за сто лет. Нет бы просто познакомить западную публику с великой музыкой Петра Ильича на сюжет трагедии Ф.Шиллера, так ещё поверх сюжета досочинили феминистские проблемы и моральные травмы современной девочки-подростка, Иоанны. По рецензиям – весьма противоречивый спектакль.
— Мне кажется, что режиссёр Лотта де Бир сделала интересно. Ведь и по оригинальному либретто отец Иоанны, Тибо, оклеветал её перед Королём и другими. А у нас она девушка-подросток, живущая в своей комнате в выдуманном мире и мечтающая всех спасти.
Мистическая сцена с явлением Ангелов, возглашающих особую миссию Девы, была решена очень оригинально. Ангелы пели в масках, сделанных по портретам известных женщин разных эпох, боровшихся за свои права. От Королевы Англии Елизаветы I до ныне здравствующей Елизаветы II, от Маргарет Тэтчер до певицы Мадонны и даже участниц группы «Пусси Райт». И в каждом персонаже-мужчине, кроме Лионеля, Иоанна видит «отца» – и в Короле, и в Архиепископе.
https://www.youtube.com/watch?v=bUFD5YyEZk0
— Честно вам сказать, гораздо большее впечатление на меня произвели не аудио фрагменты того спектакля, выложенные в Тьюбе, а записанное вами в мае 2021 живое сольное исполнение всей партии Иоанны в классе с концертмейстером.
Это так сильно и эмоционально! До спазма в горле и пресловутых «мурашек» во всех местах. Дебютировав в амплуа девочки Жанны-феминистки, хотели бы спеть и легендарную Святую Иоанну д’Арк – в латах и со знаменем?
— Конечно! Я специально летала из Вены в Санкт-Петербург на свежую премьеру «Орлеанской девы» в Мариинском театре. К сожалению, не совпало услышать в главной партии Екатерину Семенчук. Думаю, что и в такую насквозь классическую постановку я смогла бы привнести своё отношение и наполнить роль личными эмоциями.
— Лена, вы для меня лакомый собеседник, потому что уже выпустили два сольных студийных альбома. От многих ваших коллег-сверстников слышала, что студийная запись – это мертвечина, а живое исполнение, даже с огрехами, много ценнее. И вообще, записываться в студии – тяжкая обязанность. К тому же, именно вокалисты особо пристрастны к выбору звукорежиссёра. «Этот передаёт мой голос правильно, а у того я звучу хуже, чем на айфоне у подруги» и так далее.
— Если бы всегда была возможность выбора, то фиксировать для истории живое исполнение я тоже предпочла бы студийному. У меня было две записи с оркестром. В больших помещениях. И одна с роялем. Из своего опыта могу сказать, что первый мой альбом музыки бельканто, записанный с оркестром Баварского радио, получил массу восторженных отзывов и какие-то специальные технические премии.
Но мне собственный тембр там не нравится, совсем. Какой-то «из туалета» призвук слышу. Хотя со мной согласились только несколько человек. А вот на другом CD с произведениями Моцарта, записанном в Вене, голос звучит гораздо презентабельней. При том что слышны и все инструменты оркестра, и солирующий рояль. Но эта работа такого энтузиазма не встретила.
— Насколько скрупулёзно сейчас пишут на Западе? Я-то помню благословенные времена Гостелерадио и ВСГ «Мелодия», когда смены в студии оплачивались мифическим «дядей», то есть госбюджетом, и количество дублей и дописок зависело только от терпения исполнителя и требовательности звукорежиссёра. Бывало, что одну арию могли все четыре часа «точить».
— Нет. Недавно записывали программу романсов. Поём романс от начала до конца. Потом прослушиваем его в аппаратной. Затем пишем ещё дубль. Максимум 4-5 дублей целиком. Дописки, как исключение. Допустим, если у фортепиано клавиша не так прозвучала. В мелких ошибках на концерте тоже есть своя прелесть, но для истории, конечно же, лучше оставлять без помарок.
— А как создавалась ваша прекрасная «Золушка»? По ощущению она спета вживую, прям во дворце. Или тоже аудио записывали в студии?
— «Золушка» уникальна тем, что там мы долго и тщательно репетировали, а потом снимали и пели одновременно. У меня были закреплены радиомикрофоны на голове под волосами, на талии передатчик. В интерьерах установили несколько экранов, где мы боковым зрением могли видеть дирижёра. Оркестр сидел в студии RAI (итальянского телевидения) и играл нам онлайн. В финальной сцене работало одновременно 38 камер! Андре Андерманн, продюсер «Золушки», прославился такими эксклюзивными проектами ещё в начале 1990-х, когда также на натуре, в Риме, снял великолепный фильм «Тоска» с Пласидо Доминго, Руджеро Раймонди и Кэтрин Мальфитано.
— «Тоска» в реальных исторических зданиях, указанных в либретто, незабываема все эти прошедшие 30 лет!
Из прямого эфира в Инстаграмм узнала, что вы регулярно занимаетесь с учениками онлайн. Меж тем, даже очень опытные педагоги вокала, вынужденные последний год работать дистанционно, признавались, что уроки академического пения на расстоянии столь же абсурдны, как физическая любовь онлайн.
— Конечно, онлайн вокал – это от безысходности, если нет возможности заниматься в классе, живьём. Но когда хоть какие-то результаты слышны, бывает чувство удовлетворения.
— То, что не смею никогда сказать в глаза мужчине-артисту, в смысле, похвалить его внешние данные, женщину точно не испортит. Вы очень хороши собой! Не просто красивы, а магнетически привлекательны. При том счастливо замужем за человеком не из мира искусства. Насколько супруг-адвокат, коренной австриец, понимает и принимает сценический флирт? Или сейчас, как мне кажется, в отличие от предыдущих поколений оперных певцов, любовные переживания не продолжаются по окончании представления? «В сердцах людей я чувствую остуду», как поёт Царь Берендей.
— Обсуждали этот момент с моей старшей приятельницей – меломанкой, знающей массу пикантных историй про советских оперных звёзд. Возможно, в Советском Союзе за «железным занавесом», когда почти всё было нельзя, многочисленные актёрские романы были своего рода отдушиной, где людям можно было побыть самими собой. А сейчас, особенно на Западе, настолько все боятся обвинений в сексизме или харрасменте, что если отказываешься сразу от приглашения пойти поужинать после спектакля тет-а-тет с твоим Хозе или Альмавивой (а такое случалось не раз, когда я была не замужем), то настаивать никто не посмеет.
Мне с юности хотелось серьёзных отношений, семьи. Просто не представляю, как можно завести роман с коллегой, тем более женатым! Семья певцов или музыкантов тоже, на мой взгляд, проблемна. Если оба успешны – неизбежны долгие периоды разлуки в бесконечных гастролях. Если кто-то один становится популярен, у партнёра просыпается ревность к успеху, причём муж всегда труднее переносит карьерный взлёт жены.
— Наверное, идеальный брак для певицы – пианист-концертмейстер.
— О да! Но найти такого – редкое везение!
Будущий муж понравился мне с первой встречи. Это случилось на благотворительном концерте для узкого круга в Вене. Публика была «серьёзная»: банкиры, дипломаты, юристы. После нас познакомила общая подруга. И я подумала тогда: «Какой симпатичный мужчина! Но он же не воспримет мою профессию!»
Буквально через три дня я улетела в Лимож на полтора месяца петь Ольгу в «Евгении Онегине». Постановка была совсем «из ряда вон». Ленский там кончал самоубийством, потому что ему показали на балу у Лариных украдкой снятое видео, в котором Ольга отдаётся Онегину (пока Татьяна писала своё письмо).
И эту постельную сцену мы с баритоном специально снимали, чтоб её демонстрировали публике на большом экране! Я не стала скрывать от тогда ещё нового знакомого «чем я занимаюсь на работе на самом деле». А он настолько влюбился, что воспринял всё удивительно толерантно. Потом мой муж сопровождал меня на гастроли почти везде, даже в Токио прилетал.
— В семье общаетесь по-немецки?
— Да. Я уже свободно владею немецким. А он пытался учить русский, ходил на курсы. Но даётся трудно, да и времени не хватает. Всё же сейчас, пока я занята с ребёнком и выступаю нечасто, ему приходится материально обеспечивать всю семью. Но с дочкой я говорю только по-русски! И няня у нас русскоязычная.
— Спасибо огромное за беседу. Лапочке-дочке – расти, радовать и радоваться. А вам, Елена, побыстрее вернуться на сцену и осуществить всё задуманное.
Вопросы задавала Татьяна Елагина