Имя Эмиля Гилельса давно вписано золотыми буквами в историю мировой музыки. Это не артист, а само искусство, восторженно писала об Эмиле Гилельсе пресса. Москва открыла этого музыканта в 1933 году. Тогда он, 16-летний, победил на Всесоюзном конкурсе пианистов.
Жюри приветствовало юного музыканта стоя, ведь в 16 лет он уже был пианистом мирового класса. В 1938 году его уровень оценили на конкурсе в Брюсселе. А в числе поклонников оказалась сама королева Елизавета. В день рождения маэстро мы решили побеседовать с его внуком, пианистом Кириллом Гилельсом.
“Орденоносец, лауреат международных конкурсов Эмиль Гилельс”
— Кирилл, в этом году исполняется 100 лет со дня рождения вашего великого родственника Эмиля Гилельса. Какие юбилейные мероприятия проводятся в честь этого события? Как сохраняется наследие великого пианиста?
— В немецком Фрайбурге прошёл великолепный фестиваль (уже третий по счёту с 2012 года) с участием маэстро Григория Соколова, Евгения Кисина и Джорджа Ли. В Москве в эти дни открывается экспозиция в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера и в фойе Зала имени Чайковского. Также будут концерты, как в Московской консерватории и филармонии, так и во многих городах нашего Отечества и за его пределами.
В этом году в издательстве “Азбуковник” вышла книга моей бабушки – супруги Эмиля Гилельса Фаризет Гилельс – “Мой Гилельс. Сквозь призму любви” (Сборник её воспоминаний и дневниковых записей).
Наследием пианиста занимается его семья – я и мой папа, зять Эмиля Григорьевича. Помимо работы с архивом и его переводом в цифру, также мы занимаемся и записями исполнений Эмиля Гилельса.
Имеются неопубликованные фонограммы. Помимо творческих задач, попутно приходится решать и юридические – с каждым из субъектов права нужно договариваться письменно.
Эмиль Гилельс говорил:
«Мой памятник – мои пластинки: меня не будет, а пластинки останутся».
Наша фирма «Мелодия» сделала фантастический проект – достойнейшую коробку с 50-ю дисками, в том числе с ранее не публиковавшимися записями! Немецкая «Дойче граммофон» также порадовала слушателя своим собранием записей. В общем, юбилей только начинается – и нас ждут ещё многие события!
— Как Эмиль Григорьевич начал заниматься музыкой? Где прошло его детство?
— Детство прошло в Одессе, которая в те годы была сосредоточением культурной жизни, течению которой не помешали ни революции, ни войны.
Заниматься музыкой Эмиль Гилельс начал очень рано – в три года. В доме стоял старый «Шредер» – инструмент, который сразу привлёк маленького Милю. Его поражало звучание инструмента и ритмы, особенно притягивала клавиатура, к которой он своими маленькими руками едва дотягивался. Его желание «подбирать» звуки было настолько сильным – не проходило и дня, чтобы «Миля» не «поиграл». На это обратили внимание музыканты, жившие в доме.
— Эмиль Григорьевич когда-нибудь выступал перед членами правительства? Он как-то характеризовал их? Не волновался ли перед такими выступлениями?
— Довольно часто Эмиль Григорьевич принимал участие в «правительственных» концертах. Дед был вне системы политики, поэтому он не давал комментариев по поводу «особых» слушателей.
Не думаю, что для него имело значение социальное положение слушателя: Эмиль Григорьевич руководствовался соображениями профессиональной совести и своим пониманием артистической миссии.
— В войну Эмиль Григорьевич давал концерты на фронте и в госпиталях, а в 1943 году он выступил в блокадном Ленинграде. Рассказывал ли он об этом?
— Часто рассказывал, в том числе и моему отцу. О концерте и о самой поездке. Как Сталин на приёме, подойдя к Эмилю, сказал –
«Эмиль настоящий герой. Когда он играет – пушки молчат».
— Что за инцидент на концерте в Стокгольме произошёл в 1968 году?
— Это реакция на ввод советских войск в Прагу: западные слушатели, как могли, «бойкотировали» наших артистов. И это также коснулось деда. По требованию Госконцерта артист не мог отказаться от выступления, несмотря на улюлюканье и неприязнь толпы, окружавшую советские дипмиссии.
Подобное творилось и в концертном зале. Дед вышел на сцену, постоял, выслушал свист и крики и с чувством собственного достоинства удалился. Контракт был соблюдён, Госконцерт получил валюту.
— Когда сняли Хрущёва, Гилельс навещал его. Он что-то рассказывал об этом? Понимал ли он, чем это ему может грозить?
— Он был принципиальным человеком и никого не боялся. Конечно же, он всё понимал. И более того, не в связи с Хрущёвым, но неприятности были. Например, когда он отверг запрет Госконцерта на исполнение произведений Стравинского. Тогда Эмиль Григорьевич позвонил министру Екатерине Фурцевой и сказал:
«Может, запретить и Дебюсси, раз Наполеон сжёг Москву?».
И добавил, что или он исполняет Стравинского, или вообще никуда не поедет.
— А каков Эмиль Григорьевич был в жизни?
— Честный, принципиальный, отзывчивый и скромный. Ну и замечательный дедушка! Помню, как из поездки в Японию привёз мне машинку (о, какая это была машинка!) и марципановый банан и персик.
Эмиль Григорьевич никогда не отделялся от людей, мог, например, спокойно сходить в магазин за кефиром, не испытывая дискомфорта. При этом он мог поставить на место любого наглеца, и порой для этого хватало лишь взгляда Эмиля Григорьевича.
— Говорят, что Эмиль Григорьевич ценил юмор. Какие-то интересные истории, связанные с этим, вы можете рассказать?
— Любил хорошие анекдоты и умел их рассказывать. Не любил, в отличие от коллег, юмора, задевающего человека, того, что современники мои называют «троллингом». Любил академические литературные анекдоты, исторические ситуации.
— Какие любимые композиторы были у Эмиля Григорьевича? Чьи произведения он любил исполнять?
— Любил Бетховена, Шумана, Моцарта и Брамса. Вообще, Эмиль Григорьевич исполнял музыку конца 18 столетия и до начала 20-го – т.е. от Моцарта до Брамса.
Что касается русской музыки, любил Рахманинова и Прокофьева. Отдельная история – Чайковский, которого Гилельс исполнял циклом (имею в виду его фортепианные концерты, все три).
Михаил Брацило, “Большая Москва“