С 13 сентября по 20 октября 2013 в Москве проходит ежегодный, теперь уже тринадцатый, Международный музыкальный фестиваль ArsLonga, на протяжении многих лет пользующийся большой популярностью среди московских поклонников музыки.
Организаторы фестиваля — Министерство культуры РФ, Благотворительный фонд ArsLonga, Правительство Москвы, Благотворительный фонд Владимира Спивакова, компания «Эксперт-центр», Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Московский международный дом музыки.
Фестиваль ArsLonga возник в 2000 году по инициативе Ивана Рудина, одного из самых ярких молодых пианистов России, лауреата многих международных конкурсов, выступающего на самых престижных сценах мира.
— В Москве проводится много музыкальных фестивалей. Чем ваш фестиваль отличается от других музыкальных форумов?
— Прежде всего, наш фестиваль возник по инициативе снизу. Когда я был совсем еще юным человеком, мне пришла в голову идея сделать фестиваль. У меня не было понимания того, сколько проблем будет стоять на пути воплощения этой идеи, не было и определенной стратегии, а было просто желание начать что-то делать, не заглядывая в послезавтрашний день. И вот с определенного момента фестиваль начал жить своей жизнью.
Чувствую, что я в качестве организатора выполнил функцию родителя совершеннолетнего ребенка. С одной стороны — родитель, с другой стороны — ребенок, а с третьей стороны — это уже взрослый человек, который самостоятельно принимает решения и чей путь складывается независимо или даже вопреки воле родителя.
Фестиваль задумывался для молодых, с тем чтобы дать возможность молодым исполнителям выступить на одной сцене с прославленными мастерами. Такой возможности нигде в мире ни один музыкальный фестиваль не предоставлял. Это действительно ноу-хау, это концепция нашего фестиваля, это стартовая площадка возможностей для многих музыкантов. За тринадцать лет проведения фестиваля многие из музыкантов, принимавших в нем участие, потом подтвердили свое право на существование в музыкальном мире и на большой сцене.
— А какие имена молодых исполнителей, которых открыл фестиваль, вы могли бы назвать?
— Например, это победивший на престижном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна в Америке Вадим Холоденко, это скрипачка Алена Баева, это виолончелисты Александр Бузлов и Евгений Румянцев. Если перечислять всех участников по списку, буквально больше половины имен вы уже знаете. Все эти люди на протяжении этого времени развивались вместе с фестивалем и росли вместе с ним.
— Фестиваль проводится уже в тринадцатый раз. В чем особенность именно этого фестиваля?
— Традиционно наш фестиваль сложился, если использовать модное слово, как мультижанровый. На нем бывали и концерты фольклорной музыки, и рок-концерты, и оперные спектакли. В этом году мы проводим наиболее академичный из всех фестивалей, и это его характерное отличие от предыдущих.
У нас очень сильная программа всех концертов с музыкальной точки зрения, очень высокий уровень участников, что заслуживает внимания. Несмотря на то что программа носит более академический характер, чем в прошлые годы, считаю, что московской публике интересно посещать эти концерты, о чем говорит и заполняемость залов, близкая к ста процентам.
— Как формировалась программа фестиваля?
— Программа изначально формируется довольно субъективно. Это, безусловно, то, что мне нравится, то, что я считаю интересным и важным. В целом я ориентируюсь на три показателя. Музыка должна заставлять душу человека трудиться, это с одной стороны. С другой стороны, все-таки выход на концерт — это развлечение. С третьей стороны, человека нужно увлечь.
Вот эти три основные составляющие являются базовыми при создании любой программы, и добиться этого непросто. Всегда сталкиваешься с организационными сложностями: кто-то из исполнителей, кого бы ты хотел видеть на фестивале, не может в эти сроки участвовать, или невозможно найти зал в это время. Изначально ставишь себе довольно высокую планку, даже не добирая до которой, получается интересно.
— Кого из композиторов лично вы любите исполнять?
Люблю исполнять всех, включая Джона Леннона и Пола Маккартни. Почему бы и нет? Как можно, скажем, шеф-повара спросить: «Что вы больше любите готовить — рыбу или мясо?» Он не будет шеф-поваром, если будет любить готовить только рыбу или только мясо. Это невозможно, потому что тогда у него будет очень ограниченное количество гостей, которых удастся пригласить. То же самое касается любого музыканта. Чем шире твой репертуар, чем шире твои музыкальные возможности, тем самому интересней, потому что небольшой репертуар, который повторяется из концерта в концерт, очень утомляет.
У пианиста объем репертуара — это спасение, и его невозможно познать до конца. Единственный пример — Святослав Рихтер. Постоянно изучая новое, преодолевая разбор нового текста, ты развиваешься. Сказать, какой у тебя любимый композитор, — это ограничить себя.
— А какие произведения прозвучали и звучат на фестивале?
— Мы славимся разнообразным репертуаром. От Генделя и Баха до, скажем, Александра Чайковского, замечательного современного композитора. И современная музыка, и популярная музыка, и рок-музыка, и старинная барочная музыка, и классика — все это краски фестивальной палитры.
— Какие-то наиболее яркие события фестиваля вы могли бы отметить?
— Открывал нынешний фестиваль Миша Майский, один из самых известных виолончелистов мира, наш бывший соотечественник, который эмигрировал из Советского Союза, ученик Ростроповича и Пятигорского, двух великих грандов прошлого века. Это событие вызвало шквальный интерес, потому что так складывается московская концертная жизнь, что очень часто великие музыканты, вышедшие из Советского Союза, имеют «зуб» на Москву и не приезжают. В частности, Миша Майский давно здесь не был, это было и для него событием, он играл в отреставрированном Большом зале Консерватории. Ему было интересно вспомнить свою московскую юность и сравнить с тем, что стало теперь. Это действительно человек, которого ждали, которого прекрасно знают и помнят, человек с именем, с замечательной репутацией.
В рамках детской программы мы совместно с фондом Владимира Спивакова, которому скоро исполняется 20 лет, привезли чешский детский камерный оркестр, на концерт которого родители могут прийти со своими детьми. Приедут замечательные европейские музыканты ведущих коллективов — Баварского радио, Берлинской филармонии и других, которые будут музицировать в концертах камерной музыки. 4 октября состоялся концерт «Большой театр. Опера и не только», где участвовали музыканты оркестра Большого театра, солисты оперы. Этот концерт вызвал даже больше внимания публики, чем я ожидал.
— Изменилась ли ваша аудитория за эти годы?
— Прежде всего, мы приобрели своего слушателя, и бороться за него было непросто. Тогда было другое время, людям было не до музыки, хотя и сейчас, может быть, не до музыки. Но все-таки определенный ритм социальной жизни уже подразумевает, что человек в 7 часов вечера куда-то выйдет, а не останется после работы дома у телевизора. Таким образом, человек уже оказывается на поле, где мы можем за него бороться. Думаю, что изначально одной из задач было привлечение молодых людей в концертные залы.
Существует такое предубеждение, что классика — это скучно, что пойти на классический концерт — это все равно что побывать на эшафоте, поэтому очень сложно человека первый раз вытащить на такой концерт. А если он все-таки вышел, если ты его привлек и подарил ему вечер, о котором он не пожалеет, то ты сделал хорошее дело не только для себя, но и для всех своих коллег. Ведь этот человек станет слушателем любого другого концерта, другого фестиваля или купит абонемент в концертный зал. В данном случае мы делаем общее дело, направленное на то, чтобы наша аудитория обновлялась.
Очень важно, что фестиваль уже второй год поддерживается Министерством культуры России, которое понимает необходимость своего участия в подобных мероприятиях. Очень просто сказать, что сегодня у нас нет возможности поддержать, и завтра у нас нет такой возможности, а через десять лет окажется, как в спорте, — было 500 медалей, а осталось почему-то 50. А вот эти 450 потерянных медалей — это годы безразличия.
То же самое происходит и в культуре. Культурой необходимо заниматься. И очень важно, что такие организации, как Министерство культуры России, осознают и понимают свою роль в деле сохранения того невероятного наследия, которое подарила нам история. ХХ век был веком русской музыки. У нашей страны невероятный культурный багаж и величайшая культурная история, и нам необходимо сохранить это наследие для будущих поколений. Это, мне кажется, очень важно для всего общества.
— Какими вам видятся перспективы будущих фестивалей?
— Мы живем по принципу Льва Толстого: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Наша задача — продолжать с удвоенной, утроенной силой заниматься тем, чем мы занимаемся, максимально развиваться, искать новые интересные программы, и это не так сложно. Гораздо сложнее, и это самое важное, — делать классическую музыку и все, что ее окружает, более популярной, более модной, более современной. Мы должны успешно конкурировать с информационными потоками, обрушивающимися на людей. Безусловно, классическую музыку, как драгоценный камень, необходимо подавать в новом контексте, чтобы она засияла всеми своими гранями.
Елена Ерофеева-Литвинская, “Культура”