
Завершился XIII Международный конкурс имени Чайковского.
Состязание музыкантов вызвало огромный интерес: залы были переполнены, печатные СМИ освещали каждый тур, телезрители следили за ходом конкурса по телеканалу “Культура”.
Первая премия среди пианистов в этом году не присуждалась, второе и третье места заняли россияне Мирослав Култышев и Александр Лубянцев.
Первую и вторую премию среди виолончелистов получили российские музыканты Сергей Антонов и Александр Бузлов, третья досталась Иштвану Вардаи из Венгрии. На конкурсе скрипачей первое место – Камио Маюко (Япония), второе – Никита Борисоглебский (Россия), третье – Янке Мануэла Юкки (Германия).
Игру конкурсантов оценивало представительное жюри: у пианистов его возглавлял Николай Петров, у скрипачей – Владимир Спиваков, у виолончелистов – Наталья Шаховская, у вокалистов – Ирина Богачева.
Накануне объявления результатов Rонкурса блестящий музыкант Иван Монигетти, входивший в состав жюри конкурса виолончелистов, дал интервью корреспонденту “Газеты” Илье Овчинникову.
– Как вы полагаете, нужен ли сегодня подобный конкурс, не устарела ли его идея? По-прежнему ли велик его международный авторитет?
– Классическая музыка сегодня в мире в очень большой опасности. Трудно сказать, насколько этот процесс захватил еще и Россию, но думаю, что в гораздо меньшей степени, чем Западную Европу и Америку. Страшное давление со стороны массмедиа, навязывающих духовную отраву вместо культуры, все сильнее.
Любые формы противодействия этому надо всячески приветствовать и поддерживать. И конкурс Чайковского – один из подобных способов.
Я вижу, что он собирает много людей, что идут трансляции, что в залах много молодежи – это очень важно и нужно. Можно искать другие формы, более адекватные настоящему времени, но подобные вещи необходимы.
Авторитет, думаю, по-прежнему высок. Другое дело, что конкурсов сейчас очень много и сама по себе победа на одном из них не гарантирует успешной концертной деятельности. Раньше первая премия конкурса Чайковского открывала многие двери, сейчас это не так.
– В конкурсе участвовали ваши ученики? Как вы оцениваете работу жюри конкурса виолончелистов?
– Двое участвовали в первом туре и не прошли во второй. Как правило, я не запрещаю своим ученикам участвовать в конкурсах, если они рвутся и если их влечет подобная атмосфера. Но и ни в коей мере не побуждаю их к этому.
Я стараюсь заниматься с ними чисто музыкальными проблемами, а подготовка к конкурсу требует специальной, направленной работы. Жюри у нас, по-моему, очень представительное, здесь достойные музыканты со всех континентов, и я считаю за честь находиться среди членов этого жюри.
– Существует мнение, будто средний уровень исполнительского мастерства растет, но золотой век сольного исполнительства закончился.
– Исполнительское искусство напрямую связано с композиторским творчеством. И именно в сфере композиции сегодня особенно ощутим кризис. Молодых авторов, равных гигантам ХХ века, нет. Если вспомнить конкурс имени Чайковского в 1962 году, то за пять лет до этого был написан Первый виолончельный концерт Шостаковича, а за 10 лет – Симфония-концерт Прокофьева – сочинения, перевернувшие представления о возможностях виолончели. Это было время невероятных открытий.
Позже появились Второй концерт Шостаковича, концерт Лютославского, концерт Бориса Чайковского. Происходило революционное преобразование виолончельного мира, вызывавшее к жизни адекватных исполнителей, в первую очередь Ростроповича. Он задал невероятное ускорение, которое продолжается до сих пор, но на базе репертуара, уже ставшего классическим.
А новый репертуар, который двигал бы дальше исполнительское искусство, не появился. Если и появился, то речь о работах, принадлежащих “детям” Шостаковича.
Хотя исторически должно было бы уже настать время его “внуков” и “правнуков”, к сожалению, я их не вижу. Возьмите любую историческую эпоху – исполнительство двигала вперед новая музыка. А сейчас тиражируются, пусть и очень хорошие, новые исполнения того, что уже много раз было открыто.
– Среди репертуара, который исполняли виолончелисты, были для вас сюрпризы?
– Нет, в этом году программа очень традиционна, чтобы не сказать консервативна. Могут быть разные концепции составления конкурсных программ: у пианистов более свободный выбор, они могут представить полноценное концертное выступление, а у виолончелистов почти вся программа обязательная. Обе модели имеют много плюсов и минусов.
– Вас чем-либо удивил конкурс этого года?
– Открытием для меня стал тот интерес широкой публики, который я наблюдаю в эти дни. Уже на первый тур спрашивали лишние билеты.
Публика очень активная и горячая, иногда даже слишком, когда начинает аплодировать между частями или кричать “браво”, не дослушав последнюю ноту. Но это тоже хорошо: пусть лучше здесь кричат, чем делают что-то нехорошее в другом месте.
Музыкальный критик, работал выпускающим редактором интернет-издания «Русский журнал», музыкальным обозревателем ежедневной «Газеты».
Постоянный автор изданий «Музыкальная жизнь», «КоммерсантЪ», Colta.Ru и других.
Опубликовал более 200 интервью c крупнейшими музыкантами современности; избранные беседы вошли в книгу «За музыкою только дело». Соавтор книг Льва Маркиза, Владимира Крайнева, Дмитрия Ситковецкого. Член экспертного совета Московской филармонии.