5 января 2023 года в Мальтийской капелле (Санкт-Петербург) камерный оркестр «Дивертисмент» совместно с лейблом Fancy Music представят альбом Re:SEASONS, который составили четыре произведения Сергея Курехина, объединенных в цикл «Времена года» и включенных им в свое время в альбом «Воробьиная оратория».
Первое концертное исполнение цикла в оркестровке художественного руководителя «Дивертисмента» Ильи Иоффа состоялось в Санкт-Петербургской филармонии 16 июня 2022 года, в день рождения Курехина.
Спустя полгода после концертной премьеры Илья Иофф рассказывает, зачем сегодня академические музыканты записывают альбомы, как Курехин влияет на исполнение Вивальди и почему классика не «спускается в детскую».
— Насколько важно сегодня для музыканта записывать и выпускать альбомы? Экономического, во всяком случае, насколько можно понять, в этом смысла нет.
— Сегодня стриминговый формат практически вытеснил физические носители, наш последний альбом вышел уже исключительно в «цифре», он представлен на всех крупных платформах. «Традиционная» звукозапись сегодня дело заведомо убыточное в принципе, работать в этой сфере могут только бесконечно преданные своему делу люди, как, например, основатель лейбла Fancymusic Сергей Красин, который занимается этим проектом исключительно из любви к музыке, музыкантам и успешно решает идеалистическую задачу сделать дорогих ему исполнителей звучащими «на рынке».
Безусловно, запись это очень важно для музыканта. Потому что, во-первых, собственно сам процесс записи и даже просто нахождение в студии очень сильно способствуют росту, особенно когда есть звукорежиссер, который не просто крутит ручки и устанавливает микрофоны. Наш звукорежиссер Алексей Барашкин является по сути соинтерпретатором, я очень люблю с ним работать, и в последнее время мы работаем только с ним. Работа в студии с такими профессионалами, как Алексей, музыканта взращивает, концентрирует, мобилизует, заставляет не просто думать над высокими материями, концепциями и т.д., а контролировать каждое движение. Всякий раз музыканты из студии выходят немного другими, чем входили в нее.
Илья Иофф: “Думаю, Вивальди был бы доволен современными петербургскими композиторами”
— У вас нет ностальгии по винилу и компакт-дискам?
— Конечно, есть. У меня дома стоит шкаф, заполненный компакт-дисками, полка с грампластинками… Я не большой поклонник стрима, я люблю, когда можно подержать диск в руках, полистать буклетик… Это примерно как курить трубку, когда самому процессу употребления табака предшествует целый ритуал: почистил трубку, неторопливо набил ее, закурил…
— Чем отличается сделанная вами запись от концертных исполнений музыки Курехина?
— Начнем с того, что наши концертные исполнения этой музыки можно пересчитать по пальцам, причем одной руки. Для меня вся эта история стоит особняком. Эту вещь Сергея Курехина я люблю больше тридцати лет, с тех пор как я ее услышал. Для академических музыкантов это особое произведение. «Воробьиная оратория» во многом состоит из импровизаций. У нас подобралась замечательная компания, например, джазовый контрабасист Владимир Волков, который участвовал в записи «Воробьиной оратории» еще с участием Сергея Курехина; скрипач и альтист Лидия Коваленко, которой поручено несколько импровизаций; солирующий на клавесине Михаил Блехер…
Мне удивительно везет с коллегами всю мою творческую жизнь. Так было и с девочками, которые принимали участие в премьере и записи альбома, певицами Алисой Тен и Верой Чекановой. Обе — удивительные «мультиформатные» музыканты: Алисе легко подвластны и джаз, и фолк, и барокко, Вера чувствует себя как дома в камерной музыке любой эпохи, в опере и оперетте, а сейчас выяснилось, что и с такой трудно квалифицируемой задачей — ну к какому стилю можно было бы отнести спетую ей в альбоме «Зиму»? — справляется блестяще! Так что процесс репетиций и записи вокальных эпизодов оратории был просто чистым беспримесным удовольствием. И не только для меня, судя по всему.
Не было двух одинаковых исполнений, а запись, собственно, зафиксировала лишь один из вариантов. И на концертах, и на репетициях каждый раз это звучит по-новому. Для академических музыкантов, которыми участники «Дивертисмента» как раз и являются, это вылазка на чужую территорию. Нам было интересно попробовать себя еще и в этом плане.
Илья Иофф: “Совместное музыкальное переживание роднит людей”
— Были ли среди ваших музыкантов те, кто не принял эту идею и отнесся к этому просто как работе: надо так надо?
— К счастью, нет. Когда я принес ноты и мы первый раз сыграли эту вещь, были те, кто понятия не имел, что такое музыка Курехина, но я сразу увидел горящие глаза и живую заинтересованность в материале, принципиально новом для коллектива. Это было интересно всем без исключения, и в процессе записи не было никакого выгорания: от дубля к дублю никто концентрацию и энергию не терял. Для меня это была особенно приятная нота.
— В концертном зале перед вами публика. Когда вы работаете в студии, у вас есть воображаемый образ слушателя?
— Конечно. И это даже не просто некий абстрактный образ, а видимый человек, к которому я бы хотел обратиться с этим «посланием». Когда я принимался за этот проект, я точно знал, что этот человек принадлежит к моему поколению, он определенной системы взглядов и рода занятий. И я не ошибся. В зале я вижу тех людей, которых и ожидал увидеть. И сейчас, когда альбом вышел, я получаю обратную связь именно от этой аудитории. Это люди от 40 до 55, которые воспитаны на хорошей музыке, будь то академические шедевры, ленинградский рок или джаз-клуб «Квадрат», куда я в свое время довольно часто ходил и даже принимал участие в джемах. Я угадал.
— Не планируете ли вы записывать свои, условно говоря, традиционные программы?
— Записать программу танго у нас в планах давно, но в связи с невероятной популярностью жанра, лицензионные права стоят невероятных денег. Музыкантам это не оплатить, а лейблы, узнав стоимость прав, например, на Пьяццоллу, не рискуют. Что касается академических программ, то мы сейчас как раз в процессе записи альбома с традиционным репертуаром. Эксперимент с Курехиным для нас шаг в сторону, но это именно шаг.
— Можно ли говорить, что один из ваших предыдущих альбомов «Баланс белого», который составили произведения современных композиторов Настасьи Хрущевой, Сергея Ахунова, Анатолия Королева — это тоже был «шаг в сторону»?
— «Баланс белого» как раз не шаг в сторону. В отличие от Курехина, он в мейнстриме — если мейнстрим мыслить как Вивальди-Чайковский-Ахунов-Хрущева и т. д. То есть мейнстрим это академическая музыка, Курехин как раз — шаг в сторону. Непредсказуемость в моем понимании это сначала привычная классика, потом современная российская академическая музыка, потом вдруг раз — Курехин, потом снова возврат в традиционное академическое русло, но пока не скажу в какую хронологическую и географическую точку 🙂 Мы как раз все время меняем профиль и уходим от классики! Я бы даже сказал — убегаем 🙂
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/nastasja-hrushheva-ja-ne-hozhu-s-flagom-metamoderna/
— Через две недели после презентации альбома Re:SEASONS, 21 января в Малом зале Филармонии вы играете программу «Воспоминания об Италии»: «Времена года» Вивальди и «Воспоминания о Флоренции» Чайковского. Повлияла ли ваша активная работа над Курехиным на исполнение «Дивертисментом», допустим, Вивальди, которого вы исполняете уже много лет?
— Безусловно. Это не всегда просто выразить словами, но попробую. Общение с чем-то новым и непривычным корректирует отношение к традиционному и многократно исполняемому репертуару. Когда ты сыграл Курехина, в котором есть дискотека, и получил совершенно необычный для академического музыканта заряд энергии, что-то подобное хочется получить и от академической музыки, думаешь, как это сделать. И я понимаю коллег, которые вдруг сочетают «Времена года» с драм-машиной и диджеями (сам, впрочем, я к такому не готов). Это один пример подобного влияния, хотя, конечно, этим дело не ограничивается.
— У вас нет опасения, что тот же Вивальди, столь часто исполняемый, в какой-то момент «спустится в детскую», как когда-то сказал Набоков о писателях, которых перестали вдумчиво читать и воспринимать всерьез.
— «Времена года» мы играем десятки раз за сезон, но именно этот материал никогда не надоедает. Это великая музыка, и в ней каждый раз ты ищешь и находишь что-то новое. Конечно, есть репертуар, за который можно опасаться в этом смысле. Но в этом и состоит моя компетентность как руководителя музыкального коллектива: не дать превратить классику в рутину, не позволить ей «спуститься в детскую».
Беседовал Сергей Князев