Среди победителей I Международного театрально-музыкального фестиваля «Эолова арфа» – подавляющее большинство пятигорчан, представители Армении, Молдовы и различных российских регионов.
С 27 по 29 октября 2018 года, в Ставропольском государственном театре оперетты (г. Пятигорск), состоялся I Международный театрально-музыкальный фестиваль «Эолова арфа», собравший более полусотни лучших вокалистов молодого поколения.
В рамках фестиваля проходил вокальный конкурс в двух номинациях: «Академический вокал» и «Оперетта». Среди участников Первой «Эоловой арфы» – талантливые певцы из России, Армении, Белоруссии, Молдовы и Украины.
О том, как родился новый интересный проект, рассказала Генеральный директор Социально-культурного творческого центра «Музыкальный журнал» – Елена Марксовна Езерская.
— Елена Марксовна, как возникла сама идея – проводить фестиваль в Пятигорске?
– В Северо-Кавказском регионе культурная жизнь бьёт, что называется, ключом, – проводится большое количество разного рода фестивалей, выставок и конкурсов.
Но есть некоторые особенности – здесь нет высших музыкальных учебных заведений и нет иных музыкальных театров, кроме Ставропольского государственного театра оперетты. Поэтому руководство края, которое постоянно взаимодействует с Министерством культуры Российской Федерации по линии регионального развития, в какой-то момент обратило внимание и на музыкальное направление – классическое академическое искусство.
Так и возникло решение создать «Эолову арфу» – музыкальный фестиваль, в рамках которого проходил бы, в том числе, и конкурс вокалистов.
Естественно, все организационные и творческие ориентиры были направлены на Ставропольский театр оперетты, находящийся в красивейшем курортном городе Минеральных вод – Пятигорске. Театр стал отличной базой проведения этого мероприятия: замечательное историческое здание, с неповрежденной акустикой (что очень часто бывает при ремонтах), артисты театра, среди которых много талантливой молодёжи, оркестр, а также благородная культурная аура.
Знаменитый курорт Минеральные воды – место историческое; сюда всегда приезжало много творческой интеллигенции, – столько великих имён, связанных с этим регионом! Повод для реализации подобного проекта здесь абсолютно оправдан.
— Как удалось собрать на первый конкурс такое количество участников?
– На конкурс приехали конкурсанты из Армении, Белоруссии, Молдовы, пять молодых вокалистов из Луганска, которые добирались очень сложным путём, – на автобусах через несколько городов, также непросто, как и конкурсанты из Армении, преодолевшие на машине ради участия в «Эоловой арфе» горный перевал.
Заявок для впервые проводившегося конкурса было подано неожиданно и приятно много, но вокал – дело тонкое, голос – вещь хрупкая, и, поэтому некоторые ребята не смогли приехать по состоянию здоровья.
Скажу без преувеличения, работа по организации и проведению конкурса и приглашению конкурсантов проведена колоссальная, в его реализации задействовано много людей и организаций. Информация о проекте была отправлена в районы Северо-Кавказского федерального округа, а также была распространена по всем регионам России.
Свою лепту в приглашение конкурсантов внесли Министерство культуры Ставропольского края, Ставропольское краевое отделение Союза театральных деятелей России – и, прежде всего, профильный кабинет музыкальных театров Центрального аппарата СТД в Москве. В приглашении конкурсантов принимал участие и сам Ставропольский театр оперетты.
Львиную долю этой работы провёл Творческий центр «Музыкальный журнал», – мы стали соорганизаторами фестиваля и конкурса. Были приложены большие усилия: задействованы личные контакты, добрые связи с известными вокальными педагогами в разных регионах и странах, а также с руководителями музыкальных театров.
Так как этот проект проводится впервые, мы не только доносили информацию о Фестивале-конкурсе «Эолова арфа», – старались объяснить условия участия; говорили о важности и его значении, ведь этот проект проводится при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и направлен именно на развитие межрегиональных и международных культурных связей Северо-Кавказского федерального округа.
— В положении конкурса говорится об обмене опытом с представителями разных национальных театральных и вокальных школ. Как это работало?
– В составе жюри конкурса вокалистов, проходившего в рамках фестиваля «Эолова арфа», – народный артист СССР, профессор Кишинёвской Академии музыки, театра и изобразительных искусств Михаил Иванович Мунтян (председатель жюри); художественный руководитель Белорусского государственного академического театра, заслуженный работник культуры Республики Беларусь – Адам Османович Мурзич; солист Саратовского академического театра оперы и балета, заслуженный артист России Виктор Анатольевич Демидов.
В состав конкурсного жюри также вошли художественный руководитель Чеченского драматического театра имени Ханпаши Нурадилова, народная артистка Чеченской Республики, выдающийся режиссёр, поэт и певица Хава Лолиевна Ахмадова, заведующая кабинетом музыкальных театров СТД РФ Ольга Владимировна Кораблина и ваша нынешняя собеседница, которая имеет самое непосредственное отношение к созданию этого проекта…
Внутри фестиваля проходили различные творческие программы, среди них – мастер-классы членов жюри. Замечательным подарком от Союза театральных деятелей России стал приезд одного из лучших молодых педагогов по сценическому движению – Ирины Кашуба.
Во время прослушиваний мы все обменивались опытом, посещали мастер-классы друг друга. После объявления результатов конкурсанты имели возможность общаться с членами жюри, получить консультацию для дальнейшей работы.
Активное творческое общение происходило и между участниками конкурса. В отличие от других конкурсов, ни один не прошедший в следующий тур вокалист не уехал из Пятигорска, им всем была предоставлена возможность находиться на конкурсе до самого финала, участвовать в мастер-классах.
Все они присутствовали на III туре, который одновременно являлся и заключительным гала-концертом проекта. И каждый день, вечером, можно было посмотреть спектакли Ставропольского театра оперетты.
— Помимо премий были учреждены специальные призы. Чем наградил Творческий центр «Музыкальный журнал» победителя?
– Мы учредили специальную награду – «Лучшему исполнителю национального репертуара». Я всегда с особым вниманием отношусь к исполнению произведений национальных авторов. Учитывая, что мероприятие проводится на Северном Кавказе, в таком многонациональном музыкальном регионе, мы объявили награду, которая даст возможность участия её обладателю в наших творческих проектах.
После голосования на III туре был также определён Приз зрительских симпатий. Приз от имени своего издания объявил и заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Колпаков, входивший в число большой группы представителей федеральных СМИ, освещавших фестиваль «Эолова арфа». Было много и других призов.
— Как вы оцениваете интерес конкурсантов к таким разным номинациям, как «Академический вокал» и «Оперетта»?
– Для меня, посвятившей большую часть своей жизни именно оперетте, эта номинация была, естественно, в приоритете. Все ребята, и каждый – по-своему, очень порадовали. Среди них были и более опытные участники (стоит отметить, что возрастной диапазон участников «Эоловой арфы» – от 18 до 40 лет), и ещё студенты, и недавние выпускники музыкальных вузов.
Но, несмотря на разницу в возрасте и сценическом опыте, они все – очень артистичные, живые, с таким «шик-блеском», с чувством жанра, а главное, – любят своё дело; у каждого из них есть к этому вкус и желание! Добавлю, что все участники были, что называется, во всеоружии, – с хорошими подготовленными программами, с поставленными хореографическими номерами; каждый позаботился о костюмах.
В тоже время меня поразил большой интерес к номинации «Академический вокал», – более сорока заявок!
Приехало много конкурсантов из городов Ставропольского края, из Кабардино-Балкарской Республики. В этой номинации ребята также стремились показать свои возможности, но, на мой взгляд, не всегда брались за «подъёмные» для себя партии. Но это, скорее всего, ошибка педагогов.
К сожалению, не всегда у педагогов бывает возможность посетить подобного рода мероприятия, ведь именно здесь становится ясным, как правильно сформировать репертуар своего студента, какую программу с ним проходить.
— Был ли такой участник, который поразил вас своим артистизмом?
– В номинации «Академический вокал» мне очень понравилось выступление Алексея Никифорова из Рязанского музыкального театра, Армана Аракеляна и Анны Бегларян из Еревана. Что касается оперетты, я бы отметила всех! Каждый по-своему был очень интересен как артист!
С какой периодичностью планируется проводить «Эолову арфу»?
– На этот вопрос хорошо ответила Министр культуры Ставрополья Татьяна Лихачёва. Она надеется, что конкурс станет традиционным и будет постоянно проводиться в регионе. Как она сказала на пресс-конференции, предварявшей проведение фестиваля – мы в афишах пишем «Первый», значит, надеемся на то, что продолжение последует…
— Победители I Международного театрально-музыкального фестиваля «Эолова арфа»:
В номинации «Академический вокал» (в категориях Мужчины и Женщины) обладателями I премии стали: Владимир Басов (г. Пятигорск) и Софья Тихая (г. Луганск); II премия – у Андрея Логвинова (г. Минск) и Елены Басовой (г. Пятигорск); III премию поделили Арман Аракелян (г. Ереван), Руслан Логвиненко (г. Луганск), Юрий Беляев (г. Ставрополь) и Ксения Казачевская (г. Кишинёв).
В номинации «Оперетта» I премия – у Романа Байлова (г. Пятигорск) и Ирины Фокиной (г. Пятигорск); II-я – у Михаила Журкова (г. Чебоксары) и Валерии Головкиной (г. Волгоград); III премию получил дуэт – Арина и Игорь Францевы (г. Иваново), а также Софья Макарова (г. Нижний Новгород).
Специальные призы присудили Гюльшах Балкизовой (г. Нальчик) – «За лучшее исполнение национального репертуара»; Алексею Никифорову (г. Рязань) – «За выразительное исполнение русской вокальной классики». Перспективная молодая участница Софья Макарова (г. Саратов) стала обладательницей приза «Надежда», а Наталья Колесникова (г. Москва) получила награду «За верность жанру оперетты».
«Приз зрительских симпатий» достался Рустаму Осмонову (г. Пятигорск).
Спецприз «Литературной газеты» получил Арман Аракелян; Творческий центр «Музыкальный журнал» свою награду вручил Ани Геворгян (Армения, Ереван).
Татьяна Эсаулова, Москва-Пятигорск