
Дирижер Мариинского театра Кристиан Кнапп (США) на фестивале “Рахлинские сезоны”, проходящем сейчас в Казани, блистательно провел концерт из произведений Шумана и Рихарда Штрауса.
И публика, и казанские оркестранты в восторге от этого обаятельного человека, а на самом деле очень серьезного музыканта, с которым они выступают уже в четвертый раз. Между тем, увидеть его за пределами Мариинского театра можно довольно редко.
Тем интереснее обсудить с ним услышанное и не только. Кристиан, кстати, хорошо владеет русским языком, но все-таки я на всякий случай поинтересовалась: будем ли мы говорить по-русски? В ответ он пошутил: “если вам это удобно”.
— Вы в каком-то смысле уникальный человек: чистокровный американец, родившийся в Чикаго, получивший образование на родине как пианист и философ, затем в Италии и России как дирижер.
Вы были одним из последних учеников легендарного Ильи Мусина, затем объездили чуть не полмира, где только ни работали… Однако уже тринадцать лет как осели — в Петербурге, в Мариинском театре. Остаетесь в России, несмотря ни на что. Что-то не приходит на ум другой такой же пример…
— Я буквально на днях вернулся из США, у меня там родители, родственники, но порой, когда приезжаю туда, уже чувствую себя иностранцем. Да, представьте себе. Может быть, я остаюсь здесь из-за классической музыки, которая в России сейчас на большом подъеме − тем более, в Мариинском театре, где я работаю. Хотя, конечно, я очень люблю и американскую классику: Копленда, Айвза, Барбера, я много ее играл…
Да, я родился в Чикаго в очень хороший для классической музыки период — тогда во главе знаменитого Чикагского симфонического оркестра стоял великий Георг Шолти (1912 — 1997), и я немного застал это время. Для меня он был кумиром, феноменом. Потом я начал карьеру в Сиэттле, в Лос-Анжелесе, словом, на западном побережье США — там свой менталитет, и это очень красивая часть страны.
— Вы в Казани уже четвертый раз, последний раз играли в прошлом году на еще одном фестивале ГАСО Татарстана — “Белая сирень”. Что скажете про этот оркестр?
— Это очень хороший оркестр, который действительно любит музыку. Знаете, есть коллективы, которые то ли перегорели, то ли пресытились музыкой, и для них музицирование — это просто работа. Здесь такого нет.
У казанцев много желания, энергии, и они очень талантливы. Сегодня, например, в поэме Рихарда Штрауса “Жизни героя” (1898) солирует Алина Яконина — замечательный, незаурядный концертмейстер оркестра. В целом это очень сильный коллектив, буквально все группы, и с ними приятно работать.
— А программу кто составлял? И кто выбирал солиста?
— Солист (виолончелист Бенедикт Клёкнер) — это выбор оркестра, и он играет Виолончельный концерт Шумана (1850). А остальная часть программы — мой приоритет. В пару к концерту Шумана я решил в первом отделении сыграть его же увертюру “Манфред” (1848) — это Байрон, программная, яркая музыка. Так сложилось первое, шумановское отделение.
Ну, и я очень хотел сделать с казанцами “Жизнь героя”: произведение словно для них создано: там изумительные соло скрипки, прямо для Алины Якониной, как я уже говорил, но много и других соло, ну и в целом это очень виртуозное оркестровое произведение.
К тому же оно программное, там есть своя история, и в этом смысле оно прекрасно сочетается с “Манфредом”. ГАСО Татарстана играл его в Казани всего один раз — в 2019 году, а шумановский “Манфред” — это казанская премьера.
— Я думала, вы срифмуете “Манфреда” Шумана с “Манфредом” Чайковского…
— И такая идея была, но это сочинение уже оказалось в афише другого фестивального концерта.
— Вас довольно редко можно увидеть где-либо, помимо Мариинского театра. Что, настолько большая там занятость?
— Да, и помимо опер, я часто дирижирую симфоническими концертами, не реже одного раза в месяц. Следующий, например, состоится 12 мая: будет мировая премьера Фортепианного концерта Валерия Воронова с Зариной Шиманской за роялем — в рамках моего цикла “Концерт-премьера”. Интересная партитура, минималистская.
— А вы любите новые, не играные партитуры?
— Каждая партитура – это код. Когда-то в начале карьеры в Нью-Йорке и Филадельфии я исполнял много современной музыки. Там был такой ансамбль “ICE”, что расшифровывается, как “International comtemporary ensemble”. Так вот с ними мы переиграли много авангардных пьес. Я музыку такого рода люблю, потому что она включает фантазию.
— А какую позицию занимает Валерий Гергиев в отношении вас: считает, что вы должны больше дома работать или легко отпускает? Вы можете ему сказать: Валерий Абисалович, я хочу поработать там-то и там-то?
— Да, конечно, он очень поддерживает такую свободу. Просто иногда я и сам не хочу уезжать, потому что дома, в Мариинке, много интересного происходит…
— Кристиан, встречаясь с вами, мы каждый раз уточняем, какое количество опер у вас в репертуаре. В минувшем году, на премьере оперы Беллини “Норма” в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, вы сказали, что это уже 94-я ваша опера.
Цифра, не скрою, впечатлила. Но остановились мы с вами на 96, потому что в этом году в ваш репертуар вошли “Пуритане” Беллини и “Гугеноты” Майербера — уже в Мариинском театре. Недалеко и до ста! Какие названия вы бы хотели добавить, чтобы прийти к рекорду?
— Это мог бы быть “Кавалер розы” Рихарда Штрауса, правда, эта опера у нас в театре пока не идет.
— Значит, будет!
— Наверное, будет. Еще я давно хочу продирижировать “Пиковой дамой”. Из Чайковского мне также интересна “Орлеанская дева”. Ну а если говорить о Вагнере, то я всеми операми уже дирижировал, кроме “Тристана и Изольды”, и был бы рад поработать над ней. Вот, пожалуй, моя четверка.
— Если говорить о российских регионах, какие вас впечатлили более всего?
— Казань, конечно же: это красивый, современный город. Ну а вообще, если я не в Петербурге, то чаще всего оказываюсь в Москве. Играл с РНО, с РНМСО, ГАСО, Московским симфоническим оркестром, а также с оркестром “Новой оперы” и театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
— Есть ли у вас зарубежные контракты?
— На сегодняшний день все мои проекты в России.
Ольга Русанова, “Российская газета”
Ольга Виленовна Русанова – музыкальный обозреватель «Радио России» и радио «Культура», музыковед, журналист и критик.
Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «музыковедение». С 1982 года работает на радио. Автор многих СМИ, в том числе журнала «Музыкальная жизнь», «Российской газеты», «Независимой газеты», ClassicalMusicNews.Ru. Член жюри и экспертного совета Национальной оперной премии «Онегин», член Медиажюри конкурса «Нано-опера».
Организатор и преподаватель образовательных программ (мастер-классов, «Журналистских читок») в Москве, Екатеринбурге, Ульяновске, Сочи, Иркутске, Клину, Казани, Нижнем Новгороде, а также интерактивных проектов в Тюмени, Тобольске, Саранске, Сыктывкаре, Рязани, Пицунде.
Автор сценария и ведущая музыкального спектакля «Два огромных человека. Шаляпин и Горький», показанного в Казани, Уфе и Санкт-Петербурге.
Член Союза журналистов Москвы, член правления Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов. Лауреат премии Медиасоюза к 300-летию Санкт-Петербурга, лауреат премии «Радиомания», лауреат премии города Москвы в области журналистики. Имеет звания «Почетный радист» и «Мастер связи».