В октябре 2024 в Хабаровске прошел фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений». На сцене вместе со всемирно известными музыкантами выступили юные артисты — лауреаты престижных конкурсов. Художественный руководитель фестиваля, народный артист РФ, пианист-виртуоз Денис Мацуев рассказал, как готовилась программа, и как поддержать молодых исполнителей в начале их творческого пути.
— Фестиваль «Диалог поколений» впервые проводится в Хабаровске. Станет ли он ежегодным, как, например, «Звезды на Байкале» в Иркутске?
— «Звезды на Байкале» — это мой любимый фестиваль, потому что проводится на моей малой родине. Иркутск для меня был и остается самым главным домом. Я мечтал познакомить иркутскую публику с легендарными музыкантами, и каждый сентябрь на протяжении 20 лет мы проводим там фестиваль.
Что касается «Диалога поколений», то это новая история, которая два года активно развивается в нашей стране. Мы объездили больше 30 регионов. Цель фестиваля — представить публике как мэтров, так и юных музыкантов, которые уже имеют огромный успех в России и за рубежом.
Я счастлив находиться в Хабаровске, два года назад приезжал сюда с гастролями. А в этом году для меня знаковая поездка. Ровно 30 лет назад мы с виолончелистом Бориславом Струлевым, еще совсем юные ученики Центральной музыкальной школы, поехали на первые гастроли по Дальнему Востоку. Очень символично, что спустя столько лет мы снова вместе играем в Хабаровске в том же зале. Когда поднялся на сцену уютной филармонии, вспомнил, как все начиналось именно здесь с нашего первого концертного турне.
— Как готовилась программа фестиваля? Наверняка очень сложно подобрать репертуар.
— С одной стороны, подготовка фестиваля — это ответственная история, с другой — огромное удовольствие. Называю его фестивалем любимой музыки. Как организатор всегда задаю вопросы коллегам: «Что бы вы хотели сыграть, что у вас сейчас на душе и с каким произведением любовный роман?». В итоге подбирается изумительная программа.
На фестивале необыкновенная атмосфера. Мы все друг друга поддерживаем, все находимся в бурлящем потоке, драйве в хорошем смысле слова. Большинство музыкантов — мои друзья, несмотря на возраст. Даже 12-летняя Варвара Заруднева тоже член нашей команды на равных. Феноменальная пианистка, стала лауреатом Международного конкурса Grand Piano Competition.
Также в фестивале участвует Стефания Поспехина — выдающаяся молодая скрипачка, победительница конкурса «Симфония Ямала». Ей всего 17 лет, и я считаю, что она будет большой звездой, так как серьезно относится к музыке, знает свои возможности и никогда не расслабляется.
— Фестиваль включает не только концерты, но и открытые репетиции для учащихся музыкальных школ и колледжей. С какой целью они проводятся?
—Репетиция — это знакомство с коллективом, выстраивание контакта для музицирования, где важно почувствовать поддержку друг друга. Знаю, что не все могут посетить концерты, и есть много людей, которые хотят прийти именно на репетицию.
Процесс творческой лаборатории проходит в стремительном темпе «мацуиссимо». Кто-то однажды так назвал самый быстрый музыкальный темп.
Для меня нет никакой разницы, сколько человек сидит в зале в момент репетиции, и кто эти люди. В любом случае для меня всегда действует правило — отдача со стороны музыканта должна быть на 100 процентов на любом выступлении. Совершенно удивительная атмосфера, когда ты играешь для детей и когда на сцене выступают дети. Надеюсь, им это запомнится.
— Что бы вы посоветовали родителям, у которых ребенок в какой-то момент теряет мотивацию к занятиям музыкой?
— Это очень тонкий вопрос и, безусловно, важный, но одного рецепта для всех не существует. Я считаю, что наряду с цифрой и буквой, ребенок в общеобразовательной школе должен изучать еще и ноту, вне зависимости от того, будет он музыкантом или нет. Это точно пойдет на его благо. Мозг будет по-другому работать.
Если ребенок тянется к изучению музыкального материала, то ни в коем случае не надо его останавливать. Как он или она будет дальше развиваться, никто не может предсказать, потому что у каждого своя судьба. Важно, какая музыка окружает ребенка. Даже в утробе матери он должен обязательно слушать настоящую музыку. Не ту, что звучит на радио. Это катастрофа.
Где в Хабаровске радио «Орфей» (радиостанция классической музыки — прим. ред.)? Его здесь нет, конечно же, как и в большинстве городов. Да, популярная музыка всегда будет, с ней невозможно биться классике, но с этим надо что-то делать.
На федеральном телеканале появился проект «Синяя птица», и это был прорыв. Наконец-то на телевидении стали звучать классика, джаз, народное творчество в исполнении феноменальных детей. «Синюю птицу» смотрят сотни миллионов человек, это о многом говорит.
— Что нужно для того, чтобы юные музыканты продолжали развивать свой талант?
— Важно их поддерживать, и я счастлив этим заниматься. Талант — штучная история. Этому нет объяснения. Почему, например, родился Елисей Мысин — сейчас знаменитый пианист — в семье, не имеющей никакого отношения к музыке? Когда он появился на «Синей птице» в 2016 году, ему было пять лет.
Или Сергей Давыдченко — наш стипендиат с юного возраста.
Он родом из станицы Ставропольского края. Его приглашали учиться центральные консерватории в нашей стране и за рубежом, а он поехал учиться в Ростов-на-Дону к профессору Сергею Осипенко.
Вместе с родителями они снимали комнату в общежитии, где невозможно поставить рояль. Да и вообще было сложно жить. Я позвонил губернатору края, и он помог решить вопрос с квартирой. Сейчас Сергей Давыдченко — один из самых известных молодых пианистов, победитель Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
— Как вы сами занимались музыкой в детстве?
— Я не пример для подражания в этом отношении, потому что был абсолютно нормальным ребенком: занимался спортом, лазил по деревьям. В общем, разрушил стереотип ботаника, который часами «пилит на скрипке» и не видит белого света. Я имел большие способности к тому, чтобы быстро все запоминать. И оставалось время на футбол и хоккей.
Мне Бог послал гениальных родителей, которые вложили в меня все. Они пианисты, и папа — мой первый педагог — знал, как мне нужно обучаться музыке.
Не скрою, я не всегда хотел заниматься. Я человек темпераментный, не могу долго сидеть на одном месте. Но папа знал, как меня заинтересовать. Он садился за инструмент и играл то, что мне надо выучить. Я сразу же подключался, говорил, что тоже могу… Это педагогический дар — раскрыть талант в ребенке.
Я считался вундеркиндом в Иркутске, с семи лет играл на сцене с симфоническим оркестром. Руководитель фонда «Новые имена» Иветта Николаевна Воронова пригласила меня в Москву. Поступил в Центральную музыкальную школу, и начались концерты, гастроли.
Я понимал, что есть успех, и это наверняка станет моей профессией. Сейчас у меня 250 концертов в год, практически через день. Выход на сцену для меня — всегда радость и огромное счастье.
Мама часто вспоминает: когда мы шли на экзамен в музыкальную школу, она держала меня за руку, а я прыгал от радости, потому что мне скоро выходить на сцену. Так вот, ничего не изменилось. Я так же сейчас прыгаю (смеется).
— Каждое музыкальное произведение по-разному воздействует на человека. Какую музыку слушаете вы, когда вам нужен свет?
— У меня внутри постоянно звучит какая-то музыка. Каждую секунду. Даже во сне. Когда настраиваюсь на концерт или учу новое произведение, могу обойтись без рояля. Достаточно просто смотреть в ноты. Естественно, могу включить и записи. И это не только классическая музыка.
Если же просто для настроения, то… Музыка есть в природе. Я обожаю звук Байкала, пение птиц, гром, молнию, шторм. В тишине тоже есть музыка.
Пауза — это один из самых действенных эффектов для публики. Пауза не просто тишина. Она должна быть логическая, выстроенная. Иногда бывает даже сильнее, чем громкая музыка. Я уже давно понял, что в тончайшем пиано, то есть в тихой музыке гораздо больше воздействия на публику, чем в лавинообразном, страстном, громком исполнении.
— Что вас вдохновляет?
— Я каждый день чем-то заряжаюсь, потому что для меня очень важно чувство вдохновения. Первое, что вдохновляет, — это сама сцена. Если я знаю, что у меня сегодня выступление, то это уже невероятный драйв.
Конечно, события в жизни, которые связаны с личными переживаниями. Не всегда только позитивные новости. И в этом состоянии тоже надо выходить на сцену. Иногда это может мешать, но, как правило, помогает. В Хабаровске я играл Второй концерт Прокофьева — одно из сложнейших произведений в фортепианном репертуаре, Эверест для пианиста. Я летел восемь часов, не спал ночь, но сцена меня зарядила. Сценотерапия работает.
Еще меня вдохновляют люди. Не только музыканты. Это и спортсмены, и актеры, и политики. И вообще любой профессии. Не важно, знамениты они или нет. Одним из моих самых близких друзей был сосед по площадке — строитель. Потрясающий человек, мы до сих пор с ним на связи. Моя задача — донести до публики то, что есть у меня внутри, высказаться посредством музыки.
— Один из концертов фестиваля должен был состояться в Хабаровском краевом музыкальном театре, но 3 октября пожар почти полностью уничтожил его здание. Как вы восприняли произошедшее?
— Как личную драму, потому что с музыкальным театром связаны все мои гастроли в Хабаровске. Прекрасно понимаю, в каком состоянии находится труппа, ведь потеря своего дома — это ужасно.
Театр — это же особая атмосфера, магия, сила притяжения. Хочу выразить слова сочувствия и поддержки всему коллективу. Представляю, как они сейчас будут метаться по разным площадкам… Надо вместе делать все возможное, чтобы театр был восстановлен, и я буду в этом участвовать.
Малика Табарова, “Аргументы и факты – Хабаровск”