
Участница Grand piano competition Варвара Заруднева — о детских конкурсах, волнении и любимых пианистах.
— Мы беседуем в преддверии конкурса Grand Piano Competition. Расскажи, нравится ли тебе конкурсная атмосфера?
— Мне всегда нравилась обстановка конкурсов, ведь всякий раз это новые знакомства и новые впечатления. Вообще, состязания разные, каждое проходит по-своему. На детских конкурсах атмосфера всегда теплая и уютная.
— А как ты готовишься? Как себя настраиваешь перед состязаниями?
— Настраиваюсь так – если даже я и не выиграю, то просто буду продолжать заниматься. Я стараюсь прислушиваться к мнению членов жюри и учитываю его для дальнейшей работы.
Конечно, победить хочется всем, но все 15 человек Гран-при взять не могут. Я смотрела интервью Дениса Мацуева, и он хорошо сказал:
«У нас все уже победители, у нас нет проигравших».
Если выиграет кто-то другой, то я буду за него очень рада. А себе поставлю цель идти дальше.
— Волнуешься обычно перед конкурсом?
— Иногда бывает. Особенно сейчас, буквально вчера, я немного волновалась, но потом задала себе вопрос: «а зачем волноваться?». Вот и всё…
— А перед выходом на сцену?
— Волнуюсь, но мои переживания не такие, как у некоторых моих друзей. Многие из них так волнуются, что даже боятся выйти на сцену, им дают разные лекарства. У меня нет такого страха. Есть творческое волнение, однако иногда потеют ладошки.
Перед выступлением мне обычно помогает глубокий вздох – это расслабляет. И еще лучше не портить мне настроение перед сценой (улыбается).
— У тебя большой список конкурсов. Что ты выносишь для себя после очередных соревнований?
— Конкурсы учат тому, что нужно всегда себя мотивировать. Независимо от того, выиграешь ли ты или проиграешь, надо постоянно совершенствоваться, продолжать занятия и работать над музыкальной программой.
— А как вообще возникла идея подать заявку на Grand Piano Competition?
— Я давно знаю об этом конкурсе и длительное время слежу за ним: смотрела все записи с 2016-го года и до сих пор. И мне захотелось подать в этом году заявку. Мы записали видео, и я была очень обрадована, когда узнала, что прошла. Я еще незнакома с Денисом Мацуевым, и уже предвкушаю встречу с ним.
— Ты из музыкальной семьи?
— Да, моя мама хормейстер.
— А почему решила заниматься фортепиано?
— Это был забавный случай. Когда я была еще маленькой, мы с мамой пошли в магазин. На прилавке стояла книжечка с изображениями музыкальных инструментов, как сейчас помню – там много разных было. И я попросила маму мне ее купить. Она сомневалась, уточняла, а точно ли мне это нужно. А я знала точно уже тогда – мне это необходимо! Потом я настояла на том, чтобы мы пошли в музыкальную школу.
Сначала я хотела заниматься пением. Но на это отделение уже не было мест, и нам предложили фортепиано. Мы согласились, но только для того, чтобы потом перевестись на вокальное. Начались занятия, и меня очень затянуло, очень нравилось играть на инструменте. После этого вокал остался для меня в прошлом.
— Почему же ты не хотела совмещать два направления?
— Я сразу поняла, что если заниматься сразу несколькими делами, то такие занятия не принесут толку. Лучше быть увлеченным чем-то одним – зато это будет более профессионально!
— Ты такая хрупкая маленькая девочка, а среди концертирующих пианистов преобладают все-таки представители мужского пола. Каково тебе соревноваться с мужской компанией?
— Почти на всех конкурсах и фестивалях я знаю своих соперников – они все мои приятели. Особенно часто мы пересекаемся с Володей Рублёвым, дружим с ним уже около пяти лет.
Я нисколько не чувствую себя слабее по сравнению с ребятами. Почему это мальчики должны быть всегда сильнее, чем девочки? (смеется)
— В твоей творческой биографии сказано, что ты выступаешь в залах «Зарядья», Московской консерватории… Что ты испытываешь, когда выходишь на такие большие сцены?
— Я чувствую трепет! Ведь в этих залах выступали многие великие пианисты, а я, получается, иду по их стопам. Меня это очень мотивирует, ведь я хочу стать таким же выдающимся пианистом, как, допустим, Денис Мацуев или Николай Луганский.
— Это твои любимые исполнители современности?
— Да, особенно мне нравится Рахманинов в исполнении Николая Луганского. Мне вообще очень нравится музыка этого композитора. А Николай Луганский часто ее играет и очень тонко интерпретирует.
— А кто из музыкантов прошлого тебе нравится?
— Владимир Горовиц, даже несмотря на его странную постановку рук. Марта Аргерих – это просто огонь!
Но я слежу в основном за современными исполнителями – из молодых пианистов мне нравятся Александра Довгань, Ева Геворгян, Иван Бессонов, Пётр Акулов. С Петей мы вообще учимся у одного педагога — Максима Железнова.
— Будешь ли болеть за кого-то на конкурсе?
— Буду смотреть выступления участников, но болеть буду только за себя)
— Чем обусловлен выбор твоей конкурсной программы? Половина произведений – старинная музыка.
— Музыка помогает мысленно переноситься в разные времена. Мне нравится воображать себя в разных исторических ситуациях. А чем дальше от сегодняшнего дня тем интереснее! А пьесы Рамо еще и почти все с названиями — легче понять, что именно хотел рассказать композитор.
Скарлатти я впервые услышала в исполнении Марты Аргерих – это была ре-минорная соната. Сочинение мне очень понравилось, и мне захотелось его выучить.
— И как справляешься с такой непростой программой?
— Надеюсь, что неплохо
— Есть еще любимые композиторы?
— Еще очень нравится музыка Прокофьева, Шостаковича.
— У тебя есть такое произведение, которое ты еще не играла, но очень хотела бы исполнить?
— Их очень много…
— Слушаешь что-нибудь кроме классики?
— Я люблю слушать зарубежные лирические песни. Особенно когда нужно погулять с самой собой (улыбается), побыть одной и подумать о чем-нибудь.
— Приходилось играть с оркестром?
— Один раз только. С Красноярским камерным оркестром под руководством Михаила Бенюмова.
— И какие это ощущения? Было страшно?
— Это не страшно! Я думала, что будет страшно, до того, как выйти на сцену. Но начала играть и поняла, что бояться нечего. Справа на меня смотрела публика, а слева – улыбчивый дирижер. Улыбка очень помогает, когда волнуешься.
На конкурсе Grand Piano Competition предстоит выступление с лучшим коллективом страны – ГАСО, и я его уже предвкушаю.
— Сколько времени ты проводишь за инструментом?
— Обычно мне хватает трех-четырех часов в день. Но когда на носу конкурс, продолжительность занятий увеличивается вдвое.
— Получается, что у тебя очень загруженный график. Находишь время отдохнуть?
— Вот вчера я гуляла с подругой. А так, люблю полежать, книгу почитать, люблю переписываться и разговаривать.
Недавно, кстати, научилась делать наклейки. У меня теперь такое новое хобби. Это очень легко – я нашла в интернете видео и по нему научилась, там всего-то нужны скотч и бумага. Я даже решила сделать свой бизнес (смеется).
— Ого! Любишь рукоделие?
— Очень. Мне еще нравится шить. Планирую в скором времени научиться вязать, очень хочется. Еще люблю готовить еду. Иногда меня мама ругает, что после готовки я оставляю на кухне беспорядок.
— А какие планы после конкурса?
— В начале июля собираюсь отправиться в Елабугу на фестиваль Бориса Березовского. Я там была один раз, но мне очень понравилось, там интересно. А так, планирую много гулять с друзьями, с родителями, ездить на разные озера.
— Кем ты себя видишь лет через 10?
— Хотелось бы стать хорошим музыкантом и выучить много произведений. Вообще, здорово, что для рояля написано так много хорошей музыки. Выучить всё гениальное не хватит и 20 лет. Так что через 10 лет точно буду продолжать ее учить.
Беседовала Анна Коломоец