7 апреля 2018 с 14.00 до 20.30 на Новой сцене Александринского театра пройдет Второй благотворительный фестиваль ко дню рождения фонда AdVita «Один день из жизни…», который состоит из четырех концертов. Весь сбор от продажи билетов пойдет в пользу людей с онкологическими диагнозами.
О концепции фестиваля и каждого концерта рассказывают художественный руководитель и солист камерного оркестра Дивертисмент Илья Иофф и концертмейстер и арт-директор Дивертисмента Лидия Коваленко.
Илья Иофф: Первый концерт будет посвящен замечательной музыке Василия Соловьева-Седого, человека, написавшего песни, которые поют несколько поколений последние восемьдесят лет.
Я считаю Соловьева-Седого выдающимся композитором, который создал мелодии ничем не менее ценные, чем мелодии Шуберта. Его мелодия так же мастерски развивается, так же запоминается, и, по словам композитора Владимира Мартынова, так же исчерпывает саму себя в конце.
Когда начинаешь как музыкант работать над песней, думаешь: почему столько куплетов, хватило бы в два раза меньше. Но в процессе работы понимаешь, что мелодическое развитие ровно на такое количество куплетов, сколько их есть – недаром Соловьев-Седой вынимал душу из всех поэтов, с кем работал. После двух куплетов хочется еще, после четырех – впечатление полной завершенности.
Концерт будет вести Василий Соловьев-Седой-младший, который расскажет истории всех песен по семейным преданиям, – так вот он говорил мне: Алексей Фатьянов, который стихи вообще-то очень легко писал, приходил к Соловьеву-Седому с текстом «Матросских ночей» двенадцать раз. Двенадцать раз!
Это тот редкий случай, когда драматургию концерта, по сути дела, создает слушающий. Человек, который вспоминает собственную жизнь. Ему не нужна кем-то выстроенная драматургия, он сам ее создает и проживает. С каждой из этих песен у каждого жителя нашего города что-то связано.
Второй концерт порадует прежде всего детей, семьи с детьми: он объединит стихи замечательного ленинградского поэта Олега Григорьева и музыку Андрея Петрова и Ромуальда Гринблата.
Сюита «Мольер» для клавесина и струнного оркестра Ромуальда Гринблата попала в наш репертуар благодаря петербургскому композитору Григорию Корчмару, который лет десять назад предложил нам ее сыграть в его фестивале, помнится, это был фестиваль музыки для театра. Мы сыграли и получили удовольствие абсолютно все – и в зале, и на сцене.
Музыка была написана в 1973 году к пьесе «Кабала святош» Мольера – вполне возможно, что к знаменитому спектаклю Сергея Юрского, который он поставил в БДТ у Георгия Александровича Товстоногова. Так ли это и почему она не была принята, не знаю. Это очень мастерская стилизация, псевдобарочное, очень ироничное сочинение с солирующим клавесином, с эдакими «комментариями» струнных на стоячих аккордах, с виртуозными эффектными пассажами – в общем, абсолютно театральная музыка, которая сама по себе может вдохновить на театральную постановку.
Второе произведение второго концерта – сюита к балету «Сотворение мира» Андрея Петрова, известнейшая вещь! Сразу перед нами Кировский театр, юный Барышников, чуть позже – молодой Темирканов. Уникальное ведь событие, для всего мира уникальное: 70-е годы, Кировский балет всегда вывозил на гастроли «Лебединое озеро» и «Жизель», а тут повез современный балет на музыку современного композитора – в Париж, в Америку… Свободолюбивый Ленинград выступил очередной раз без намордника.
Взгляд Гринблата и Петрова на музыкальный академический театр очень близок ко взгляду Олега Григорьева на происходящее. Они точно так же, как и Григорьев, просто констатируют факты, при этом получается ужасно смешно.
Вот факт: председатель Вова так и упал, не взяв слова. Спорить невозможно, перестать смеяться тоже невозможно! Когда Андрей Павлович Петров, чтобы показать только что родившегося и совершенно ничего не понимающего Адама, выдает до-мажорную гамму, это такая же прямая констатация факта – и это тоже очень точно и очень смешно.
Лидия Коваленко: На третьем концерте будет исполнен знаменитый Concerto Grosso №1 Альфреда Шнитке. Это поразительное произведение, почти шаманское по своему духу: эти два звука сюда, этот барабанный удар туда…
Кто такой шаман? Человек, обладающий интуитивным ощущением, как связывать силы природы, как отзовется каждое твое слово и движение. Так же и композитор. Он обязан предсказывать, как отзовется то, что он связал вместе, в душах слушателей, какой он получит ответ. Умение точно рассчитать драматургию: в какой момент появится эта тема, этот звук, этот аккорд.
Первый Concerto Grosso в этом смысле произведение совершенно грандиозное и одновременно тонкое и выверенное. Это то, что появляется на разломе земной коры после катастрофических событий, и то, что предшествует катастрофическим событиям.
Илья Иофф: Никто в нашей отечественной музыке не подвел более беспощадного итога, чем Альфред Шнитке. То, как он соединяет звуки, темы, инструменты, – это итог всей культурной жизни человечества.
Лидия Коваленко: Да. Когда исполняешь и слушаешь Шнитке, главное – дожить до этого итога. Часто, когда ты играешь что-то много раз, профессионализм начинает подменять эмоцию. Но есть пьесы, с которыми этого не происходит. С первым Concerto Grosso не происходит: чем лучше ты способен ее исполнить, тем страшнее она становится. Бездна делается все глубже, заглядывать в нее все больнее, и музыка уплотняется до состояния черной дыры, чреватой взрывом. Ты чувствуешь это кожей, буквально, в физическом смысле.
Илья Иофф: Парадоксальным образом партитура этого концерта, который производит на слушателя впечатление чего-то невероятно сложно построенного, на самом деле прозрачна как хрусталь, как партитура Моцарта. Никаких спецэффектов, прозрачность и осмысленность, все ноты на своем месте.
Эту музыку много использовали в кино, в очень разных картинах: «Как царь Петр арапа женил», «Восхождение», «Агония» – на мой взгляд, она нигде не звучит как должно, она везде вырвана из контекста. И только в партитуре Concerto Grosso№1 виден этот кристальный, ясный, виртуозный и совершенно грандиозный замысел композитора.
Прозрачность – слово, которое подходит и для музыки четвертого концерта фестиваля, на котором прозвучит концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Бориса Ивановича Тищенко. Только это другая прозрачность, близкая к позднему Шостаковичу, который в некоторых своих сочинений доходил до аскетичнейшего минимализма.
В финале концерта музыка словно распадается на молекулы, минимальные ясные и неделимые единицы. Тищенко называет финальную часть «романс» – и точно так же, как поздний Шостакович, возвращается в финале к благозвучию, прозрачной гармонии, продираясь через сердцебиение начала, через совершенно базарные ритмы скерцо второй части.
Если Шнитке стремится к итогу, завершению, финальному слову о человеке, Тищенко скорее миссионер, который не может себе позволить собственную оценку, но может постараться показать то, что есть на самом деле.
Лидия Коваленко: Для нас, музыкантов, участие в этом фестивале не только профессиональный вызов – сыграть четыре таких разных программы в один день! – но и возможность человеческого участия. Лучшее, что может сделать каждый из нас, – это независимо ни от чего попробовать сделать тот небольшой участок мира, который мы можем обиходить, лучше.
Я понимаю, что мы не сможем спасти всех, но для нас будем счастьем спасти кого-то одного. Нет ничего важнее человеческой жизни, и, если мы можем сделать хоть что-то, чтобы кто-то один остался жить, мы должны это сделать.
Мы назвали фестиваль «Один день из жизни…». Так сложилась программа: утро – надежда и радость Соловьева-Седого, день – дети и их мир, прямота и ирония, Олег Григорьев, Петров и Гринблат, вечер – беспощадность Шнитке и Достоевского, ночь – размышление о прошлом и настоящем Ахматовой и Тищенко.
Мы хотим провести один день нашей жизни с этими великими людьми – и вами, теми, кто любит музыку, поэзию и людей. Весь сбор от продажи билетов пойдет в помощь онкологическим больным. Приходите, мы очень ждем.
Дополнительная информация и билеты – на сайте фонда.
Пресс-служба фонда “AdVita”