Член жюри XIV Конкурса Чайковского, известный виолончелист Антонио Менезес, лауреат Конкурса им. П. И.Чайковского 1982 года оказался интересным собеседником и уделил время журналистам, рассказав об итогах I тура XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского и уровне участников, о музыке Чайковского, о техническом мастерстве и таланте, о написанной к смотру музыке и критериях сравнения конкурсантов.
По словам музыканта, “критерии, конечно, разные, но жюри старалось найти необычных артистов со своим стилем”.
Система голосования происходит индивидуально, без обсуждения:
“Каждый из нас ведет дневник, потому что всех конкурсантов запомнить невозможно – после четвертого в голове путаница. На этом этапе мы ничего не обсуждаем, потому что у каждого должно быть собственное мнение и никакого взаимовлияния.
Известны случаи, когда харизматичный член жюри настолько сильно воздействовал на остальных, что они голосовали не за своих, а за его избранников. Мы стараемся избежать этого, хотя, не скрою, иногда появляется мысль – кто я такой, чтобы судить?
Сразу хочется спросить мнения у соседа, может быть, я не прав. Мое мнение может быть отличным от мнения соседа. Иначе в жюри можно приглашать только меня одного, чтобы я все и решал. Оценка, которую должен поставить каждый, означает даже не столько качество исполнения, сколько наше желание вновь услышать этого человека.
Этот конкурс должен выявить людей талантливых, а не тех, кто играет быстрее всех и знает больше всего произведений”.
Своеобразным “тестом” первого тура стало “Pezzo capriccioso” Чайковского, обязательное для конкурсной программы состязания. По словам Антонио Менезеса, слушать его не было утомительно, зато преимущества такого подхода неоспоримы:
“Когда-то было 69 участников, приходилось слушать одно и то же 69 раз. Когда звучит одна пьеса, легче сравнивать конкурсантов”.
Отвечая на вопрос – были ли в этот раз те, кто играл ее лучше всех, – виолончелист сообщил:
“На мой взгляд, было два или три человека, игравшие очень хорошо и не прошедшие в следующий тур. “Пеццо” – это потрясающая вещь и мало кто хорошо ее играет. Многие считают, что надо просто сыграть ее очень быстро и все будет хорошо, но это совсем не так.
Когда Чайковского играют утрированно, чрезмерно эмоционально, патетично, то создается впечатление, что он плохой композитор. Во время исполнения этого произведения очень сложно найти “золотую середину”, и меня как раз очень радует, когда она найдена”.
Вопрос технической стороны исполнительства для музыканта тесно связан с понятиями мастерства и таланта. Притом проявлений мастерства на Конкурсе, больше.
“Настоящих талантов очень мало, – считает он, – а мастерство за последние десятилетия очень сильно выросло. Все больше людей владеют техническими навыками, но по-настоящему талантливых очень мало и наша задача – найти их. Большинство конкурсантов, которых мы отсеяли вчера, могли пойти и во второй тур, и в финал, но мы ищем людей, которые имеют что-то особенное, что привлекло бы к ним слушателей”.
Антонио Менезес высказался одобрительно относительно общего уровня участников:
“Я доволен общим уровнем, но нам повезло. Нам не пришлось слушать огромное количество людей, потому что состоялся предварительный отбор по DVD. Поэтому в каждом приехавшем уже лично на конкурс участнике есть потенциал, чтобы стать крупным музыкантом, и, возможно, так и будет”.
Специально для нынешнего смотра известный современный композитор Кшиштоф Пендерецкий создал пьесу “Violoncello totale”. С этим сочинением виолончелисты выйдут во второй тур. Антонио Менезес пока не представляет музыки, но гордится тем, что “потрясающий композитор Пендерецкий написал для нас эту музыку”.
“И, опять же. Это очень хорошо, что все 12 человек будут играть одну и ту же пьесу и особенно хорошо, что это новая вещь, она еще не была записана, и конкурсанты не знают музыку ни в чьих трактовках. Поэтому все они будут в равных условиях и сравнение станет более объективным”,
– считает маэстро.
Что касается его собственной истории с Конкурсом Чайковского, то Антонио Менезес утверждает, что состязание сильно повлияло на его карьеру, хотя до этого уже была победа на конкурсе в Мюнхене.
“Но именно Конкурс Чайковского открыл передо мной новые двери и многие менеджеры заинтересовались мной. Они помогли мне начать играть в тех местах, где я раньше не играл”,
– вспоминает виолончелист.
Мария Зуева, “Российская газета”