3 августа 2024 в Базеле (Швейцария) на 67-м году жизни скончался известный бразильский виолончелист Антонио Менезес. 7 июля 2024 у него была диагностирована глиобластома головного мозга (агрессивная форма рака). По просьбе музыканта его публичных похорон не будет.
Сразу после объявления о его смерти сотни известных музыкантов, музыкальных учреждений и поклонников со всего мира в социальных сетях выразили свои соболезнования, а также глубокую благодарность за наследие, которое он оставил после себя.
Антонио Менезес был одним из самых известных солистов и камерных музыкантов своего поколения. Он родился в 1957 году в Ресифи (Бразилия) и был старшим из пяти братьев в семье. Все они стали исполнителями на струнных инструментах.
В пресс-клубе Конкурса Чайковского прошла встреча с Антонио Менезесом
Виолончелист вырос в Рио-де-Жанейро и прожил большую часть своей юности в Европе после того, как его пригласили в класс итальянского виолончелиста Антонио Янигро. Успех пришел к музыканту рано: он одержал победу на двух крупных международных конкурсах (первая премия на Международном конкурсе ARD 1977 года в Мюнхене (Германия), и первая премия и золотая медаль на VII Международном конкурсе имени Чайковского 1982 года в Москве).
Как солист Менезес выступал с ведущими мировыми оркестрами в музыкальных столицах мира. Он работал с такими дирижерами, как Клаудио Аббадо, Герд Альбрехт, Герберт Бломстедт, Семен Бычков, Риккардо Шайи, сэр Эндрю Дэвис, Шарль Дютуа, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Герберт фон Караян, Риккардо Мути, Андре Превен, Мстислав Ростропович, Курт Зандерлинг, Юрий Темирканов, Зубин Мета и Даниэле Гатти.
Музыкант был гостем многих крупнейших мировых классических фестивалей, включая Эдинбургский международный фестиваль, Люцернский фестиваль, Альдебургский фестиваль, Пражский весенний фестиваль и многие другие. Как камерный музыкант Антонио Менезес был участником трио Beaux Arts с октября 1998 года по сентябрь 2008 года и регулярно выступал в дуэтах с пианистами Менахемом Пресслером и Марией Жуан Пиреш. Он также сотрудничал с Vermeer Quartet на гастролях.
Мария Жоау Пиреш: “Надо уметь принимать решения и вовремя уйти”
Менезес много записывался на протяжении всей своей карьеры. Он сделал две записи для Deutsche Grammaphon с Караяном и Берлинской филармонией: «Дон Кихот» Рихарда Штрауса и Двойной концерт Брамса со скрипачкой Анне-Софи Муттер.
Также с Deutsche Grammaphon он выпустил The Wigmore Hall Recital, свою первую запись с пианисткой Марией Жуан Пиреш, в сентябре 2023 года.
Анне-Софи Муттер: “Музыкантов виртуальная реальность не спасет”
С AVIE он записал все сюиты для виолончели Баха, полное собрание произведений для виолончели и фортепиано Шуберта и Шумана с пианистом Жераром Виссом, компакт-диск Бетховена с Менахемом Пресслером, концерты для виолончели Гайдна и Концертино Кловиса Перейры с Королевской Северной симфонией, а также компакт-диск с концертами для виолончели Элгара и Галя с Королевской Северной симфонией и Клаудио Крузом, который был номинирован на премию Грэмми за лучшее классическое инструментальное соло.
Будучи горячим энтузиастом бразильской музыки, Антонио Менезес также записал полное собрание произведений для виолончели бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса. В 2017 году Менезес пригласил бразильского композитора и пианиста Андре Мехмари записать компакт-диск в честь его 60-летия, смешав классическую и бразильскую популярную музыку.
В 2023 году Менезес выпустил запись виолончельных концертов Вилла-Лобоса и Фантазии для виолончели с оркестром с Симфоническим оркестром Сан-Паулу. Менезес также заказывал и исполнял произведения бразильских композиторов, например, в 2009 году он предложил шести бразильским композиторам написать произведения, вдохновленные сюитами Баха.
Как педагог Антонио Менезес давал мастер-классы по всему миру и был профессором Бернского университета искусств с 2008 по 2023 год. Он также был преподавателем в Accademia Musicale Chigiana в Сиене и Accademia Stauffer в Кремоне.
Помимо виолончели работы Маттео Гоффриллера 1710 года, на которой Менезес регулярно играл, он также играл на виолончели Луиса Аморима и Филиппо Фассера, а также на барочной виолончели работы Фабриса Жирардена.
ClassicalMusicNews.Ru