Участник I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition Александр Малофеев рассказал, почему победа на конкурсе – это не главное, как правильно выбрать программу для выступления, и почему язык музыки универсален.
– Саша, ты самостоятельно выбирал произведения для конкурса или советовался с педагогом?
– Программу я выбираю вместе с Еленой Владимировной Берёзкиной. Мы учитываем не только регламент конкурса, но и тактику моего дальнейшего развития.
Обычно мы берём произведения, которые рассчитываем представить слушателям в следующем сезоне. Таким образом, получается, что для меня конкурс — это определённая движущая сила. Вот, например, вторую сонату Рахманинова я выучил совсем недавно. А «Мефисто-вальс» играю уже достаточно долгое время. Мне кажется, он от этого даже страдает.
– Ты играешь только свои любимые произведения или у тебя с педагогом выработана особая стратегия для победы?
– Моим любимым произведением всегда становится то, над которым я в данный момент работаю. И сейчас это Вторая соната Рахманинова.
Мы с педагогом не вырабатывали никакой стратегии для победы, потому что для меня конкурс — это всего лишь этап в личном развитии. Сегодня я лишь хотел сыграть замечательную музыку для жюри, для зрителей, для самого себя.
– Ты нацелен на победу?
– Побеждать, безусловно, приятно. Но состав конкретно этого конкурса такой сильный, что, на мой взгляд, все участники заслуживают хороших призов, замечательных сцен и лучших продюсеров. Слово «победа» в таком коллективном забеге очень относительно.
Я думаю, жюри будет очень сложно кого-то выделить. Если вдруг я не окажусь в пятёрке лауреатов, я не расстроюсь. Со мной за этой чертой останутся достойные музыканты.
– Как так происходит, что, играя музыку строго по нотам, всё равно получается привнести в известную композицию что-то от себя?
– Главным, конечно же, всегда остаётся композитор. То, что создал он, свято. Однако ноты, которые написаны на бумаге, – это ещё не музыка. Надо вкладывать себя в произведение, чтобы оно ожило. И тогда в каждом звуке можно запечатлеть частичку себя.
– Ты знаешь, что в составе жюри Grand Piano Competition есть много иностранных мастеров. По-твоему, их восприятие музыки и система оценивания должны отличаться от русской манеры?
– Я уверен, что язык музыки универсален. Поэтому, если я сыграю хорошо, то это поймут все: и зрители, и жюри. Я бы хотел, чтобы нотный текст стал для меня тем материалом, через который я мог бы разговаривать со своей аудиторией.
– Ты уже был знаком с ребятами до начала этого мероприятия?
– Конечно! Со многими я был хорошо знаком, мы прежде общались и даже выступали вместе на одной сцене.
– В вашем коллективе сейчас царит напряжённая атмосфера? Вы ведь соревнуетесь друг с другом.
– Нет, отношения у нас хорошие, дружественные, потому что, как говорит Денис Леонидович, прежде всего фестиваль. И главное тут не победить, а суметь доставить удовольствие себе и зрителю.
– В таком юном возрасте у тебя уже имеется столько достижений! Я знаю, что ты участвовал во многих конкурсах в России и за рубежом. Как серьёзному музыканту, тебе приходится много путешествовать?
– Совершенно верно! Много и часто. И это иногда меня расстраивает, потому что поездки не отменяют хода учебного процесса. Когда я выезжаю, меня всё равно ждут класс, рояль и многочасовые занятия.
– То есть поездки для тебя скорее вынужденная необходимость? Или ты всё-таки получаешь от этого удовольствие?
– Конечно, я получаю огромное удовольствие! Когда я выхожу на сцену, то забываю все трудности, которые для этого пришлось преодолеть. И тогда я просто наслаждаюсь игрой.
– У тебя остается пара дней, чтобы осмотреть город, увидеть достопримечательности?
– Всегда по-разному. Часто бывает, что я слишком занят подготовкой и репетициями. Например, когда сольный тур возникает внезапно. Хотя иногда, программу фестиваля составляют таким образом, чтобы участники могли отдохнуть и осмотреть достопримечательности, как у Дениса Леонидовича в “Звёздах на Байкале”.
– Часто ощущаешь нехватку свободного времени?
– Наверное, если бы у меня появилось свободное время, я бы предпочёл побольше позаниматься.
– На сцене ты держишься уверенно. Это опыт?
– Да, концертный опыт постепенно приносит уверенность, но элемент волнения всё равно остаётся. Думаю, волноваться во время игры абсолютно естественно. Вот чего не надо делать, так это бояться! А волнение помогает мне собраться в правильный момент.
– А какой момент выступления для тебя самый важный?
– Волнение присутствует перед самым выходом на сцену. Но оно проходит. Во время игры от него уже нет и следа, есть только я и рояль.
– Ты не отвлекаешься на зрителей, остаёшься погружённым в свою музыку?
– В первую очередь я играю для аудитории. И для меня самое главное, чтобы зрители получили свежие и яркие впечатления.
– Расскажи, пожалуйста, о своей маме. Ты сейчас чувствуешь её поддержку?
– Разумеется, без этого никак. Меня очень поддерживает и моя мама, и мой педагог во время соревнований. Для меня, как и для любого человека, очень важно получать теплоту и любовь близких.
– Как так случилось, что ты увлёкся музыкой?
– Очень просто, мама в детстве отвела меня в музыкальную школу. И тогда я понял, что мне это интересно. Я по-настоящему увлёкся.
– Мама предвидела такой ход событий?
– Сначала всё действительно было лишь увлечением. Я знаю, что мама не хотела, чтобы я становился профессиональным музыкантом. Но когда ситуация переломилась, она фактически заняла место моего личного секретаря. Поэтому роль мамы в моей работе просто неоценима!
– Ты когда-нибудь представлял себе, что твоя жизнь могла сложиться совсем по-другому?
– Нет, сегодня я уже не вижу свою жизнь без музыки. Это всё для меня.
Беседовала Яна Абу-Зейд