4 сентября 2024 года в театре оперы и балета Республики Коми состоялась премьера оперы Дж. Верди «Аида». Своими впечатлениями после спектакля делится исполнительница заглавной партии Валерия Зеленская.
Мы это сделали! Впервые на нашей сцене зазвучала «Аида»! Наш театр осуществил эту постановку собственными вокально-оркестровыми и режиссерскими силами. Каждый работал с необыкновенным подъемом, даже в отпуске артисты трудились над своими партиями.
Повезло, что дирижировал Константин Хватынец. Его стиль сочетает музыку и драматическую насыщенность сюжета, он добивается баланса в этом сочетании. Это находит отклик у публики, ему не раз приходилось останавливать оркестр, чтобы люди могли выразить свой восторг аплодисментами.
«Аида» – сложная опера. Как никакая другая опера, она содержит в себе множество острейших контрастов и конфликтов, плюс противоречивость каждого образа. Бравурный пафос власти сменяется интимностью, робкий свет надежды – надвигающейся трагедией.
Чего стоит один третий акт, когда после арии у Нила идет дуэт с Амонасро, который требует драматизма и нижнего, а потом вдруг идут верхние ноты, которые нужно раскрыть на пиано, дойдя до «до» третьей октавы, а потом опять нужно опуститься в дуэт с баритоном и подняться опять. И тут же вступить в дуэт с Радамесом, который проверит тебя не только на выносливость, но и на выживание. Как говорила Анна Нетребко: «в третий акт нужно входить со смелым сердцем». Только так, не сомневаясь в себе.
А такую уверенность могут дать только хорошая вокальная школа и опыт. Я до сих пор благодарна своему педагогу Юрию Александровичу Григорьеву, народному артисту СССР и профессору Московской консерватории, у которого мне посчастливилось учиться. Прежде всего он развил мой диапазон, научил правильной технике звуковедения, закалил мой характер. А опыт представлен шестнадцатью главными партиями.
Партия Аиды как будто требовала подтвердить мои качества. И я рада, что мне это удалось.
Я не стараюсь играть, я не пытаюсь перевоплотиться, я просто чувствую музыку и транслирую эти музыкальные эмоции в зал. В этом моя главная задача: не просто рассказать историю любви, чтобы вызвать интерес или сострадание. Мне хочется вовлечь каждого зрителя в это чувство.
Может быть, кто-то вспомнит свои первые свидания, радость взаимности или отчаяние предательства. И не только вспомнит, а прочувствует. Все эти переживания делают нас эмоционально богаче, мы становимся более чуткими людьми.
Когда в финале звучит дуэт Аиды и Радамеса «Нам отворились небеса, и души летят к лучу немеркнущего дня», — мы сами поверили, что это так. С этими словами ушла в вечность любовь Аиды и Радамеса. С этими нотами их образы остались в нашей памяти.
И нам, и зрителям есть, с чем выйти из театра!
Валерия Зеленская, солистка театра оперы и балета Республики Коми