Игорю Александровичу Чернышеву – замечательному танцовщику, талантливейшему хореографу – 70 лет.
Выпускник Ленинградского хореографического училища по классу Феи Ивановны Балабиной, он, как и его не менее одаренные сокурсники, будущие солисты балета Сергей Викулов, Анатолий Нисневич, Константин Рассадин, Геннадий Селюцкий, был зачислен в труппу Театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
С первых же сезонов темпераментный и пластичный танцовщик активно входит в интересную и творчески насыщенную жизнь театра.
Вместе с Юрием Григоровичем он репетирует партию Данилы в его первом большом балете “Каменный цветок”. Партнершей артиста становится выдающаяся балерина, актриса драматического дарования Алла Шелест.
Никакого балетмейстерского образования Игорь Чернышев не получал, но – первый же поставленный им балет “Антоний и Клеопатра” (1968) на сцене МАЛЕГОТа принес зрительский успех и наперед утвердил репутацию оригинально мыслящего балетмейстера.
Чернышев оставляет карьеру артиста и полностью посвящает себя балетмейстерской деятельности, руководит балетными труппами в Одессе, Кишиневе, Самаре. На ленинградской сцене к “Антонию и Клеопатре” вскоре добавляются “Ромео и Юлия” для творческого вечера Ирины Колпаковой, “Римский карнавал” для Калерии Федичевой и Юрия Соловьева, “Памяти героя” – для Николая Сергеева.
В 1969 году в Одесском театре оперы и балета Игорь Александрович ставит балет “Щелкунчик” по собственной оригинальной идее. Из всех версий этого балета спектакль Чернышева по праву считается едва ли не самым близким по замыслу музыке П. И. Чайковского и до сих пор продолжает сценическую жизнь на сцене Самарского театра оперы и балета.
На протяжении девятнадцати лет Игорь Чернышев возглавлял балетную труппу Самарского театра оперы и балета, где осуществил множество спектаклей – как классических, так и современных. Авторский театр Чернышева составили балеты “Ангара”, “Помните!”, “Гусарская баллада”, “Поэма двух сердец”, балет-оратория “Казнь Степана Разина”.
Вспоминая о прошлом, насыщенном интересными свершениями в театре, Игорь Чернышев и сегодня думает о судьбах любимого искусства. Он полон энергии и творческих планов. И он должен знать, что его голос – голос художника интеллектуального, смело экспериментирующего, владеющего тайнами создания настоящего балетного спектакля, – сегодня по-прежнему нужен.
Роман Володченков, газета “Культура”