
Не прошло и семи лет с памятных, убежден, многим событий 2018 года, как вокруг московских школ искусств опять поднялась буря.
Казалось бы, все давно улажено. Внесены соответствующие поправки в закон «Об образовании». Распоряжением федерального Правительства принята Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Не раз по этой теме высказывался Президент. Чем не «такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры»?
Но вот сейчас, когда до Нового года полторы недели, в прессе публикуются материалы под заголовком «Демонтаж творческого образования», по сети циркулируют весьма настораживающие таблицы, бланки и т.п., ходят слухи о реорганизации школ искусств, рискующей причинить немалый вред – низвести если не все, то многие школы до уровня все тех же платных кружков (по наиболее распространенной версии, меньшую часть школ хотят оставить полноценными, а остальные обрекаются на полную коммерциализацию с очевидными последствиями) .
Моя коллега, председатель Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования Екатерина Васильевна Мечетина, глава профильной структуры Общественной палаты РФ Петр Леонидович Лундстрем – встречаются с руководителями культуры Москвы и получают заверения в беспочвенности опасений.
Городские и муниципальные депутаты рассылают тревожные письма-запросы…
Городской департамент культуры выступает с успокаивающими текстами, впрочем, признавая, что
А чат «Сохранить ДШИ для детей» насчитывает к сему моменту более 3900 участников. Пишутся петиции, грамотные и не очень. Покой даже не снится.
Разного рода оптимизации (пессимизации) стяжали дурную славу – на мой взгляд, не всегда обоснованно, – но когда, допустим, некий условный эффективный менеджер берется судить выше своего кармана и получает не соответствующие его квалификации полномочия, это вызывает естественный протест, поскольку вредно.
Возглавлявшая в 2018 г. бывший методкабинет девушка, которую угораздило стать своего рода символом невежественного самодурства, трудоустроена в другом месте.
Горой стоявший за нее тогдашний профильный министр правительства Москвы г-н Кибовский находится в СИЗО по обвинению в восьмикратном (так! – на мой взгляд, это мало похоже на фабрикацию) взяточничестве и мошенничестве в составе организованной группы.
Хорошо помню (думаю, не я один), как он, отвечая на мою критику, темпераментно перечислял улучшенные показатели и называл освоенные суммы с девятью нулями.
Неужели непонятно, что в таких обстоятельствах Департамент пользуется закономерным недоверием профессионального и родительского сообществ? Неужели не ясно, что ввиду сказанного учреждению с такой репутацией следует действовать с особой осторожностью?
Неужели не очевидно, что всякое вторжение в систему художественного образования – тема чрезвычайно чувствительная? Неужели нужно пояснять необходимость предварительного, до всяких действий, обсуждения в профессиональном сообществе?
И это сейчас, когда отечественная культура под ударом, когда приобщение детей к искусству – вопрос выживания, когда устойчивость и согласие в обществе важны, как редко когда? Это – грамотное руководство, ответственная профессиональная политика?..
Позорище. Не вижу иного решения, кроме как срочно дезавуировать все предпринятые действия по реорганизации ДШИ, отозвать соответствующие инструкции, таблицы, списки и бланки, примерно наказать тех, кто, улучшая текущие показатели, спровоцировал опасное нарушение общественного спокойствия, после чего разойтись на праздники.
Потом, когда не будет спешки, страсти чуть улягутся, можно будет спокойно, конструктивно и честно обсудить имеющиеся проблемы по существу.
Михаил Лидский