Побывавший в минувшие выходные в Петербурге министр культуры Владимир Мединский успел разобраться сразу с несколькими городскими проблемами: успокоить общественность по поводу Российской национальной библиотеки, пообещать “Ленфильму” кредит в 1,5 млрд рублей и проанонсировать открытие музея-квартиры Иосифа Бродского.
Но в Москве главу минкульта ожидает известие о еще одной “болевой точке” культурной столицы — Мариинском театре. Представители балетной труппы знаменитого учреждения обратились к Мединскому с просьбой проверить финансовую деятельность театра и соблюдение руководством Мариинки трудового законодательства.
Эпистолярный жанр для изложения проблем Мариинского театра в этом году однажды использован уже был — весной в одной из петербургских газет под псевдонимом А. Ивановский было опубликовано открытое письмо “В. Путину, Д. Медведеву, руководителям комитета по культуре в Государственной Думе и министру культуры РФ”.
В весьма объемном обращении говорилось о множестве проблем, разъедающих коллектив Мариинского театра. Прежде всего, это некомпетентная и пристрастная, по мнению автора, администрация театра, превратившая артистов в невольников (открытое письмо, кстати, было опубликовано под заголовком “Рабы не мы”) и непрозрачное распределение финансов. Прямых обвинений в коррупции, конечно, не прозвучало, но повод о ней задуматься письмо дало.
Увы, но никем, кроме пользователей тематических интернет-форумов, по которым разошелся текст письма, оно услышано, похоже, не было. Возможно потому, что обращался автор “в никуда”, и в большей степени письмо стало “криком души” кого-то из работников театра, воспользовавшегося псевдонимом. Спустя полгода новое письмо обращено уже не в пустоту, а к конкретному адресату — министру культуры. Не стали составители петиции и прятаться за псевдонимом — обращение подписано профбюро цеха балета. Но главное, что обрели форму требования.
Прежде всего, гнев артистов взывают нарушения трудового законодательства. Например, отсутствие в театре правил внутреннего трудового распорядка. Точнее они есть, но были приняты еще в 1977 году, а значит, по данным авторов письма, не могут рассматриваться в качестве действующих, так как должны быть, по нынешнему законодательству, утверждены общим собранием работников театра. Но такового не проводилось.
“В любом случае многие положения правил безнадежно устарели”,
— утверждают авторы письма, отмечая, что в Мариинке до сих пор нет и коллективного договора.
Кроме того, не обеспечивается точный учет сверхурочной работы, график отпусков не утверждается ежегодно, а о времени начала отпуска работники “не уведомляются под подпись в соответствии со статьей 123 ТК РФ”.
“Артисткам балета отказывают в выплате пособий по беременности и родам в полном объеме, мотивируя тем, что “декретный отпуск не оплачивается”, хотя федеральный закон указывает, что размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка, к которому относится и грант как стимулирующая часть заработной платы. Свою позицию руководство балета не комментирует”,
— утверждается в письме.
Начисление “президентских грантов” вообще вызывает много нареканий у артистов. По их словам, начиная с 2009 года грант выплачивается артистам балета по “новой системе”, разработанной непосредственно администрацией балета и введенной в цехе балета в качестве “эксперимента”.
“При этом “новая система” оплаты труда применяется только в цехе балета театра”,
— сокрушаются в письме артисты.
Система, отмечается в письме, предусматривает оплату только выхода на сцену в спектаклях. Каждое появление на подмостках Мариинского театра оцениваются двумя документами со сложными для восприятия названиями: “Действующие базовые ставки оценки партий текущего репертуара в зависимости от сложности партии для расчета вознаграждений из средств гранта Президента РФ” и положением “О порядке выплаты гранта Президента РФ художественно-руководящему и артистическому персоналу ФГУК “Государственный академический Мариинский театр””.
Эти документы подразумевают, что каждый выход на сцену в спектаклях оценен в неких “базовых ставках”. И именно это вызывает возмущение артистов балета, поскольку уровень сложности “выхода на сцену в спектаклях” может сильно варьироваться. А базовая ставка не всегда этому уровню соответствует.
“Документ о базовых ставках совершенно не учитывает подготовительную (репетиционную) работу, которая может длиться несколько месяцев, особенно в ситуации с новыми постановками”,
— говорится в обращении.
Действующей редакции документа о базовых ставках в свободном доступе артисты найти не могут, а с приказами о начислении, увеличении, уменьшении или снятии гранта они не ознакомлены. На запрос профбюро балета с просьбой показать документ о базовых ставках, а также копии приказов, на основании которых производилось начисление гранта с ноября 2009 года по апрель 2012 года, администрация театра, утверждают в труппе, ответила молчанием. По словам представителей театра, с которыми удалось пообщаться корреспонденту “Росбалта”, в последнее время даже с базовых ставок может быть удержано от 10% до 30%… еще до выхода артистов на сцену.
“На вопрос, почему так происходит, был получен ответ: “…так легче считать”!, — пояснил источник в труппе. – Учет “выходов на сцену в спектаклях” на протяжении вот уже трех лет ведет не бухгалтерия, а помощник заведующего балетной труппой – бывшая артистка балета, которая не имеет соответствующего образования, не является работником бухгалтерии, в связи с чем она часто ошибается”.
Деятельность “бывшей артистки балета” Татьяны Бессарабовой, а также ее прямого начальника — и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрия Фатеева, вызывает особое негодование в труппе, поскольку именно они, по мнению артистов, ответственны за систему распределения денег, при которой поощряются “любимчики” и штрафуются те, кто по каким-либо субъективным причинам впал к ним в немилость. А их возможность задействовать или не задействовать артиста в спектакле — это еще и способ давления на неугодных, которые, оказавшись вне сцены, остаются по итогам месяца на “голом окладе” в 15 тысяч рублей или лишаются перспективы поехать на гастроли.
“Нематериальный аспект новой системы оплаты труда проявляется и в том, что она порождает зависть и недоброжелательность, подрывает творческую атмосферу в коллективе: артисты, которые по итогам месяца получили вознаграждение в меньшем размере, исполняя одинаковые партии, гадают, чем они хуже своих коллег”,
— поясняют участники труппы.
Кроме того, отмечают артисты, все это разрушает систему преемственности и наставничества в коллективе, так как более опытные актеры отказываются показывать партии молодым артистам, поскольку заинтересованы в том, чтобы танцевать их самостоятельно. При этом артистам, по словам одного из участников труппы, ради того, чтобы в конце месяца увидеть в своей зарплатной ведомости более-менее приличную сумму, приходится не только во всем соглашаться с администрацией, но и работать на износ.
Случается так, что станцевав партию на главной сцене Мариинки, артист балета несется по улице Декабристов в концертный зал театра (более известный как Мариинка-3), где в этот же день он задействован в еще одном спектакле. Составители расписания явно не особо беспокоятся об отдыхе артистов, хотя каждое появление на сцене отнимает у тех массу сил. Отсюда еще один пункт письма министру — чрезмерные нагрузки влекут за собой рост травматизма, поскольку новая система оплаты труда стимулирует количество отыгранных спектаклей, а не качество. А уход на больничный или оформление несчастного случая на производстве грозит потерей заработка, о чем, по словам артистов, им не устают напоминать в администрации труппы.
Но даже несмотря на это артистам приходится буквально бороться за каждую роль, поскольку количество балетных спектаклей в репертуаре Мариинского театра неуклонно снижается. Многоактных спектаклей в течение месяца проходит немного, в основном следуют постановки “малой формы”, в которых заняты 15-20 человек. А балетная труппа состоит из более чем ста человек.
“Не вовлеченные в такие постановки артисты фактически лишены как творчества, так и достойного вознаграждения, к установлению которого и был призван учрежденный президентом РФ грант”,
— отмечают в профсоюзе балетной труппы театра.
Увеличение количества спектаклей может произойти в связи с открытием второй сцены Мариинского театра. Но, по данным источников “Росбалта”, ввод в строй многострадального здания, вокруг которого и так было уже много скандалов, повлечет и увеличение труппы примерно на 80 человек. Набирать их будут из провинциальных театров. С творческой стороны — это означает, что в труппу придут представители других балетных школ, далеких от традиций Мариинки. А с бытовой — что их надо будет где-то размещать. С этим также могут возникнуть проблемы, так как нехватка мест в общежитиях театра есть уже сейчас.
Все это, резюмируют артисты, уже привело к оттоку кадров. За последнее время прославленную труппу покинули как артисты кордебалета, так и звезды с мировым именем. Сказывается и неуважительное отношение к ним со стороны Татьяны Бессарабовой, сокрушаются в труппе. Жалобы на нее поступали даже лично Валерию Гергиеву, но на положении Бессарабовой это не сказалось.
По словам источника “Росбалта” в труппе, реакция худрука Мариинки на все происходящее в театре — это вообще отдельная тема. Отсутствующий по девять месяцев Гергиев, подписывающий кипы документов во время перелета из одной страны в другую, давно переложил многие свои обязанности на администрацию театра. Представители профбюро балетной труппы встречались с ним дважды, чтобы обсудить ситуацию, и сначала реакция маэстро на появление в Мариинке независимого профсоюза (организованного только в этом году) была настороженной.
Но поговорив с артистами, и выяснив их цели, Гергиев успокоился. Более того, даже пообещал разобраться с администрацией театра, заявив, “что они за его спиной воруют деньги и вообще весь административный аппарат нужно менять”. Впрочем, никаких изменений в Мариинке не последовало, констатируют артисты театра.
Устав ждать реакции худрука, в профбюро балетной труппы решили обратиться напрямую к министру культуры. Среди мер по урегулированию ситуации в театре, они предлагают принять правила внутреннего трудового распорядка, изменить существующую систему оплаты труда, сделав ее “прозрачной”, создать в цехе балета творческую коллегию для распределения ролей, а также подобрать и назначить главного балетмейстера, художественного руководителя, директора балета и их заместителей. Выполнение хотя бы последней части этих мер означает настоящую революцию в одном из главных театров страны, поскольку Валерий Гергиев на данный момент занимает должность художественного руководителя и оперы, и балета.
Но главное, почему артисты решили превратить па-де-де их внутренних отношений с администрацией театра, в па-де-труа с участием министра культуры — это просьба провести в Мариинском проверку финансово-хозяйственной деятельности, а также “соответствующие контрольные мероприятия”, и в случае нарушения трудового законодательства привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности. И если выполнение двух этих просьб обернется подтверждением изложенных в письме фактов, то одному из самых известных театров в стране грозят, как минимум, громкие отставки. Как максимум — уголовные дела.