«Петербургский дневник» составил рейтинг из пяти знаковых произведений выдающегося композитора и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Эти оперы высоко оценила и публика, и критики. Музыка, сочиненная Римским-Корсаковым, продолжает звучать и сегодня.
«Псковитянка»
Это первая и наиболее тяжело давшаяся Римскому-Корсакову опера. Он написал ее по одноименной драме Льва Мея, к которой создал собственное либретто.
Сюжет оперы вымышленный, но в его основе историческое событие – приезд Ивана Грозного в Псков. Однако это не политическая, а человеческая история.
Дебютная опера не отпускала композитора на протяжении почти 30 лет. Он вносил изменения в партитуру третьей редакции при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Премьера оперы в этой редакции прошла с большим воодушевлением и вызвала успех.
«Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству»,
– рассказали в Мариинском театре.
«Сказка о Царе Салтане»
Эту оперу в четырех действиях композитор написал по одноименной сказке Александра Пушкина. Он хотел приурочить ее к столетию поэта, но постановка была представлена на московской сцене лишь в ноябре 1900 года.
После драматической «Царской невесты» это сочинение стало для композитора воплощением светлого, легкого юмора. Он писал:
«Иногда, как вчера вечером, когда… дошел до арии Лебеди, вдруг начинается прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством. Думаешь, какой я был тогда умный, поэтичный и красивый, разумеется, в смысле музыки».
Сейчас этот спектакль – один из самых красочных на мариинской сцене, подчеркнули в театре. Режиссер Александр Петров привычно стремится занимать внимание зрителей живыми картинами. В этом ему помогает сценография Владимира Фирера.
«Снегурочка»
Николай Римский-Корсаков признавался, что одноименная сказка Александра Островского ему понравилась не сразу. Но любовь ко всему русскому, в том числе к древним обычаям, привела к тому, что лучшего сюжета и лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, у него на было.
Сам композитор высоко ценил это произведение:
«Заканчивая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».
Кроме того, Николай Римский-Корсаков считал, что оркестровка этой оперы также явилась для него «шагом вперед во многих отношениях». Позднее он сказал:
«Я вынес убеждение, что «Снегурочка» – это мое лучшее произведение».
Оперу восторженно принял и Островский:
«Музыка к моей «Снегурочке» удивительная»,
– оценил он.
«Царская невеста»
Либретто к опере «Царская невеста» было создано Николаем Римским-Корсаковым по драме Льва Мея. Причем композитор сохранил не только общий план драмы, но и многие тексты из нее, а небольшие изменения и добавления для арий и ансамблей делал бывший ученик Римского-Корсакова Илья Тюменев.
Премьера с блестящим успехом состоялась на сцене Московского товарищества частной русской оперы, а почти год спустя – в Мариинском театре.
Интерес к постановке, которую сначала оценили как «устаревшую», оказался очень велик. На спектакле впервые в истории русской музыки присутствовал специально приехавший из Парижа музыкальный критик «Фигаро» Шарль Жоли, выразивший восхищение музыкой Римского-Корсакова. Опера имела крупный успех, автора и артистов много раз вызывали на сцену.
«Золотой петушок»
Эта опера, написанная в 1908 году по «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина, стала последней в жизни и творчестве Римского-Корсакова.
В середине 1900-х годов композитор обдумывал сразу несколько замыслов, но их осуществлению помешала скоропостижная смерть. По мнению биографов, во многом она была спровоцирована сильными переживаниями из-за цензуры, которая увидела в сочинении прямую сатиру на самодержавие и злободневные политические намеки (первоначально пропустив текст либретто без изменений, на другой день цензура взяла его обратно и потребовала множественных изменений, с некоторыми композитор был вынужден согласиться).
Несмотря на препятствия, сочинение все же было поставлено. И критики единогласно провозгласили его
«новым видом оперы – художественной сатиры».
Марина Алексеева, “Петербургский дневник“