8 февраля 1898 года петербургская театральная общественность отмечала 60-летний юбилей танцовщика Императорского театра и педагога Феликса Ивановича Кшесинского.
Феликс Кшесинский с детства обучался балету, сначала – в Варшавской балетной школе у Мориса Пиона, затем – в балетном коллективе Варшавских правительственных театров, где в скором времени стал одним из самых выдающихся танцовщиков Польши.
Поначалу Кшесинский занимался классическими танцами, но потом увлекся характерными народными танцами и стал танцевать только их. В особенности прославился как исполнитель мазурки.
В 1851 году император Николай I выписал непревзойденных исполнителей мазурки – своего любимого танца – в Петербург. Среди артистов оказался и Феликс Кшесинский. Его дебют в петербургском Александровском театре состоялся 30 января 1853 года. С этого момента он поселился в Петербурге и прожил там до самой смерти.
Отношение к мазурке в семье Кшесинских было особое.
«Никто не танцевал так мазурку, как мой отец, который вкладывал в нее весь свой темперамент. Отец научил меня мазурке, и она стала неотъемлемой частью меня самой,
– писала Матильда Кшесинская.
Критики подчеркивали, что за всю сценическую жизнь отца ему не нашлось равных в исполнении этого танца. Именно благодаря исполнению моего отца и под влиянием особой любви к ней императора Николая Павловича мазурка вошла в моду в Петербурге и Москве, где до этого ее никогда не танцевали ни в балете, ни на балах, ни при дворе.
Все стали брать уроки мазурки у моего отца, он был всюду принят дружески. Часто я сопровождала отца на его уроки детям, и мне доставляло большое удовольствие танцевать с детьми и увлекать их в вихрь бешеной мазурки…»
В Петербурге Феликс Иванович женился на балерине Юлии Доминской. Все дети Феликса Кшесинского окончили Санкт-Петербургское театральное училище и танцевали в Мариинском театре, но самой знаменитой наследницей танцевальных традиций семьи Кшесинских стала младшая дочь Матильда-Мария, легенда мирового балета, прима императорской сцены и одна из самых красивых женщин прошлого века.
«Повидав за долгую жизнь немало замечательных артистов, я вспоминаю моего отца и Вирджинию Цукки,
– делилась Матильда Кшесинская.
Думаю, что при всей перемене взглядов, техники, требований балетного искусства они и теперь имели бы такой же успех и считались бы такими же первоклассными артистами, которые могли быть примером для тех, кто на сцене переигрывает и не переживает своей роли всем сердцем и душой.
По случаю шестидесятилетнего юбилея артистической деятельности моего отца газеты отмечали невозможность даже упомянуть все те роли, которые ему пришлось исполнить, и перечислить балеты, в которых он выступал.
Менялись балетмейстеры и балерины, менялись начальники, менялись режиссеры и капельмейстеры, но он неизменно оставался на своем посту и был не только несменяемым, но и незаменимым. Действительно, было бесчисленное множество балетов, в которых выступал мой отец за время своей долгой артистической карьеры, но мне ближе всего были те балеты, в которых я выступала с ним вместе, – “Пахита”, “Дочь фараона”, “Эсмеральда”. Он вдохновлял меня своей игрой…»
Ведущая проекта «Большой балет» Илзе Лиепа – представитель легендарной балетной династии. Имя ее отца, выдающегося танцовщика, знакомо «балетным» и в Европе, и в Америке. Марис Лиепа внес огромный вклад в развитие балетного искусства. Он обладал виртуозной техникой, пластической выразительностью «говорящего» тела, музыкальностью, редкими для артиста балета актерскими данными.
Марис Лиепа часто говорил и своим ученикам, и своим детям Андрису и Илзе, что главное для артиста балета – это характер и целеустремленность.
«Сколько лет я повторяю эти упражнения?
– размышлял артист.
Почти 35. Около 25 тысяч часов экзерсиса. И столько же часов привычной боли – без этого немыслима наша профессия. Вы когда-нибудь видели спортсмена, который бы счастливо улыбался во время прыжка или бега? А мы должны в совершенстве этим владеть…»
Сын Андрис Лиепа за восемь лет на сцене Большого театра станцевал все ведущие партии классического репертуара. В настоящее время он является председателем правления Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы, членом Попечительского совета Международного открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес».
Илзе Лиепа – солистка балета Большого театра, работающая по контракту, народная артистка России, лауреат премии «Золотая маска» и Государственной премии России.