В середине девяностых Георгий Фиртич сплачивает вокруг себя композиторов и дает содружеству звонкое имя — Ассоциация современной музыки.
Эта инициатива — суть противодействие «ларешной культуре», по определению Георгия Ивановича, разом заполонившей улицы Питера. Особенно остро она воспринималась в Доме композиторов, утратившем множество событий, так живо происходивших в недавнем прошлом.
Тогда заседания творческих секций превращались в праздники современной музыки, а в девяностые мы собирались «раз в год по обещанию», да и то по необходимости, связанной с приемом новых членов в Союз.
Начало было положено, и композиторы-«асмовцы» стали собираться в Красной гостиной Дома композиторов на Большой Морской. На моей памяти имена Бориса Архимандритова — ближайшего сподвижника Фиртича, Анатолия Королёва, Николая Мартынова, Наташи Богаченко, Сергея Осколкова, Елены Антоненко (Иготти), Михаила Журавлёва, Игоря Друха…
Основная направленность в работе ассоциации — организация концертов. Руководство Союза пошло навстречу, и регулярно появлявшиеся из года в год афиши АСМа стали одним из знаков возрождения жизни Дома композиторов.
Вместе с концертной практикой возрождалась и историческая преемственность с легендарным АСМом начала ХХ века, то есть с русским музыкальным авангардом, который не вписался в стилистику советской музыки, но не исчез окончательно.
Творчество Георгия Фиртича — яркий тому пример, Пожалуй, только сейчас осознаешь всю дерзость задачи композитора — пойти против всех сложившихся норм и правил во имя той музыки, которая только-только обрастала набором собственных стилевых хромосом.
После ухода от нас Георгия Ивановича Фиртича (1938–2016) первый концерт нынешнего АСМа в Фонде Шемякина на Садовой 9 декабря — «Русский авангард первой волны» — преследовал главную образовательную цель ассоциации: дать слушателю представление о музыке того времени в лучших образцах таких композиторов, как Владимир Щербачев, Николай Обухов, Артур Лурье, Александр Мосолов, Владимир Дешевов, Николай Рославец…
В программу концерта был включен видеопоказ фрагментов произведений Фиртича, исполненных при его участии. Иосиф Райскин сопроводил программу вступительным словом и комментариями по ходу концерта.
Опыт «лекции- концерта» показался органичным и в состоявшемся 16 февраля втором концерте АСМа — «Сто лет музыкального экспрессионизма: от “нововенцев” до петербургского авангарда
ХХI века».
Композиторы и исполнители Елена Иготти, Сергей Осколков, музыковед Иосиф Райскин в содружестве с другими петербургскими музыкантами (всем, чьи имена не названы, — низкий поклон!) постарались восстановить для нынешнего поколения слушателей «порвавшуюся связь времен». Восстановить историческую значимость и забытое первенство русского музыкального авангарда.
Александр Следин, “Санкт-Петербургский Музыкальный Вестник”