Что может означать очередная кампания нападок на директора Большого театра.
На прошлых выходных в «Ясной Поляне» прошел Седьмой театральный фестиваль «Толстой». Его кульминацией стал спектакль Большого театра «Анна Каренина», который за три фестивальных дня был показан дважды – с немыслимым успехом у публики. Это не помешало Telegram-каналам раздуть скандал вокруг некоторых сцен из спектакля.
В объектив попало два кадра: на первом избиратели вслед за своим кандидатом вскидывают руку вверх, на втором – две команды игроков в лякросс, одна в красной, другая – в желто-голубой форме.
Претензии таковы: Большой, а точнее – генеральный директор театра Владимир Урин, ведет антигосударственную политику, на сцене «зигуют», а высокие идеалы СВО сведены до хоккея на траве. Сюда же – последняя премьера, опера Джордано Умберто «Король», где композитор якобы превознес режим Муссолини.
Балет Джона Ноймайера «Анна Каренина» вряд ли имеет отношение к политическим процессам в России. Был поставлен в 2018 году, причем сочинялся для трех городов – Гамбурга, Москвы и Монреаля. Вероятно, поэтому Ноймайер Левина превращает в американского фермера, скачки заменяет лякроссом (игра появилась в Новом cвете), а действие происходит в наши дни.
Критики отмечали, что для Ноймайера важна была не сюжетная, внешняя канва романа, а те сложные чувства, которые испытывают толстовские герои. И как раз здесь хореограф, кстати говоря филолог по образованию, превзошел себя.
Об исключительности этой постановки писал даже Павел Басинский, автор книги «Подлинная история Анны Карениной»:
«На спектакле в Большом я испытывал странное и какое-то в хорошем смысле ревнивое чувство, что я не только современный балет смотрю, но и читаю и обсуждаю роман с человеком, обладающим абсолютным филологическим слухом на толстовский шедевр».
За шесть лет, что идет этот балет, его посмотрели уже тысяч 50 зрителей (а в Большой регулярно ходят и представители администрации президента, и депутаты Госдумы, и министры), и никто до сих пор не распознал антигосударственной позиции театра и его директора. А руководители фестиваля «Толстой» – если уж принимать критику Telegram-каналов – не несут ответственности за то, что в «Ясной Поляне», разрушенной во время Великой Отечественной войны, «зигуют» (это еще одна претензия, высказанная Большому)?
Доказывать, что интерпретация – не воля директора, а замысел автора, бессмысленно. Возможно, Ноймайер именно этим жестом хотел подчеркнуть не слишком гуманные намерения Каренина-политика? А красная форма игроков вполне может отсылать к кленовому листу на флаге Канады, родины лякросса. Этот ракурс диалога не интересует авторов доноса, здесь риторика другая: не разглядел, не запретил – виноват.
Вычистить все спектакли от сцен, которые могут содержать потенциальную угрозу, невозможно. Во-первых, есть воля автора (в случае с Ноймайером она наверняка зафиксирована юридически), а во-вторых, фантазия интерпретаторов может быть чересчур богатой и крамолу можно найти даже в самом невинном сюжете.
Если идти по этому пути, даже русскую классическую оперу ставить нельзя. Скажем, «Хованщина» Мусоргского (про стрелецкий бунт) возможна ли после июньских событий? А «Борис Годунов», где у храма Василия Блаженного устами Юродивого говорится, что молиться за царя-ирода Богородица не велит?
Такого рода скоординированные атаки обычно ведутся тогда, когда кто-то нацелился на должность атакуемого. Вероятно, должность генерального директора Большого театра кому-то приглянулась. Как тут не вспомнить периодически поднимаемые волны аргументов в пользу объединения руководства «императорскими театрами», как когда-то при последнем императоре. Как будто тот опыт проверен временем на качество. Ни императора, ни империи…
А театры идут своей дорогой, и каждый весьма и по-своему успешен. Укрупнение объекта управления чревато большими проблемами, ошибками и потерями. Уж больно различаются миссии и цели сегодняшних театров. Они несовместимы в одной голове. Потому что голова властная и видит все по-своему. Без альтернативы на второе наилучшее решение. Так что фантазерам, мечтающим о единой дирекции, следует оценить риски потерь и поражений на неочевидном пути слияний и поглощений.
Кстати, информация к размышлению. В мире бизнеса около половины сделок в рамках слияний и поглощений не дают желаемого результата. Главная причина – различная система ценностей объединяемых компаний. А ценности, как известно, самая консервативная часть общественного и группового сознания. Конвергенции, как правило, не подлежат.
Марина Гайкович, “Независимая газета”