25 марта 2022 Владимир Путин предложил дирижеру Валерию Гергиеву подумать о создании общей дирекции Большого и Мариинского театров.
В своей колонке для Forbes Life музыкальный критик Марина Гайкович рассказывает, почему Гергиева уже давно интересует судьба Большого и что увидят зрители, если такой план будет реализован.
Путин предложил Гергиеву объединить дирекцию Большого и Мариинского театров
Предложение президента
В День работника культуры Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с лауреатами премий Президента для молодых деятелей культуры 2021 года и премий Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2021 года. В ходе этой встречи президент предложил Валерию Гергиеву, главному дирижеру, художественному руководителю и генеральному директору Мариинки, подумать о воссоздании общей дирекции Большого и Мариинского театров.
«Конечно, главный конкурент [Мариинского театра] внутри страны — это Большой театр. Это и понятно, и хорошо, что у нас есть такая возможность — сравнивать наши ведущие, лучшие, мирового класса коллективы.
Тем не менее вы наверняка знаете, что в свое время у нас была Дирекция Императорских театров, которая позволяла заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать, если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли»,
— сказал Путин и подчеркнул, что это лишь вопрос для размышления, а не решение об объединении.
Тем не менее, по словам Гергиева, которого цитирует ТАСС, в последние две недели он уже трижды встречался с министром культуры Ольгой Любимовой и, очевидно, обсуждал в том числе озвученный президентом вопрос.
«Как раз думали о том, чтобы молодые таланты еще быстрее, стремительнее сейчас получали возможность петь на прославленных сценах. Речь идет о десятках изумительных певцов, кое-кто из них сегодня потерял какие-то контракты»,
— сказал Гергиев.
«Я прежде всего думаю о молодых артистах, музыкантах, артистах оркестров и хоров и, конечно, солистах — им нужна поддержка»,
— подчеркнул маэстро, приводя аргументы в пользу объединения Большого и Мариинского театра в единую структуру.
Объединение театров
Этот вопрос Гергиева беспокоит последние четверть века. Как-то он упомянул о разговоре, который состоялся у него в 1995 году с Виктором Черномырдиным, тогда премьер-министром страны. Снова вопрос возник в информационном поле в 2002-м, когда был подписан договор о сотрудничестве между театрами. Правда, тогда Гергиев отрицал свои виды на Большой.
«Мне надоели эти слухи и домыслы»,
— говорил он в интервью «Известиям». Эта тема возникла снова в 2011-м накануне открытия Исторической сцены Большого, но с тех пор не поднималась.
Гергиев сосредоточил внимание на строительстве здания новой сцены Мариинского театра (это был действительно сложный и долгий процесс). К тому же, чувствуя, что в самых высоких кругах идея слияния двух главных театров страны не находит поддержки, маэстро, вероятно, решил отложить этот вопрос и пойти другим путем.
В 2013 году он выступил с инициативой объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств и на их основе создать Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ. Эта идея не прошла экспертизу профессионального сообщества, которую организовал тогдашний министр культуры Владимир Мединский.
Как писали «Известия», Гергиев напрямую обращался с этой инициативой к президенту, но тогда, очевидно, тот не поддерживал такую кардинальную перестройку системы, да и министр был против.
Минкультуры: “Создание Национального центра искусств в Петербурге сейчас нецелесообразно”
Но Валерий Гергиев — слишком уважаемая фигура, чтобы ему постоянно отказывать. Поэтому был найден компромисс — Гергиев «пошел в регионы». В 2016 году Приморский театр оперы и балета во Владивостоке (созданный в 2013 году) официально стал «третьей сценой» Мариинского театра. В 2017-м в состав Мариинки вошли Национальный государственный театр оперы и балета и филармония Республики Северная Осетия — Алания во Владикавказе. Так Валерий Гергиев создал собственную музыкально-театральную империю, где не хватало только одного города — Москвы.
В какой-то момент шла речь о том, что концертный зал «Зарядье» у Кремля строят для Гергиева. В сентябре 2018 года «Ведомости» так писали о концерте-открытии площадки:
«Гергиев выступал на правах хозяина: зал «Зарядье» мыслится как его московская вотчина. Он стоял у истоков замысла, он патронировал его в верхах, теперь он возглавляет наблюдательный совет зала, от него ждут и его собственных концертов, и протекций по части приглашения других мировых светил.
С подачи Гергиева акустику проектировал Ясухиса Тоета, известный многими прекрасными залами по всему миру, в том числе концертным залом «Мариинский-3» в Санкт-Петербурге».
В зале «Зарядье» делают все, чтобы там было хорошо и приятно
Но очень быстро эта тема сошла на «нет» — оркестр Мариинского театра выступает в «Зарядье» довольно часто, но на репертуарную и административную политику зала влияния не имеет, они самостоятельны.
Гергиев, к слову, не единственный, кто поддерживает идею создания Дирекции Императорских театров или создания новых театральных конгломераций.
«Я все делаю как Теляковский (последний директор Императорских театров. — Forbes Life). У меня даже кличка такая в театральных кругах. Я за эффективность творческого процесса, за государственный подход. Объединение выгодно для государства»,
— говорил в ноябре 2021 года Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге и МХАТа им. Горького в Москве.
Владимир Кехман: «МХАТ им. Горького станет музыкально-драматическим театром»
В 2019-м Министерство культуры объявило об объединении петербургского Александринского и ярославского Волковского театров в Театрально-культурный комплекс «Первый Национальный Российский театр», который возглавит худрук Александринки Валерий Фокин.
Волковскому театру при поддержке общественности удалось тогда сохранить самостоятельность. А вот Псковский театр драмы им. Пушкина согласился потерять ее в обмен на статус федерального театра (и, разумеется, бюджет) и вместе с Александринским объединился в Национальный драматический театр России.
Директор Большого театра Владимир Урин, как и его предшественник Анатолий Иксанов, идеи гигантомании не разделяет, но в публичную полемику предпочитает не вступать.
Осенью 2020 года Урин говорил Forbes Life о том, что расширение площадок гибельно для Большого театра:
«Мы точно расширяться не будем. По крайней мере при моем руководстве. У меня контракт до 2022 года. Говорю это абсолютно точно, потому что попытки дать Большому еще филиалы не нашли нашей поддержки».
В январе 2022-го контракт с директором был продлен еще на пять лет.
Имперские театральные амбиции
В 2013 году Forbes цитировал одного из знакомых дирижера:
«Гергиеву всегда было мало Мариинки — он хочет быть главным культурным деятелем страны».
Одна из идей, которые, по словам того же знакомого, в последнее время часто предлагает руководитель Мариинки, — объединить Большой и Мариинку в Императорские театры России, как это было до революции. Но близкий знакомый Гергиева уверен, что, если маэстро поставил цель, он ее добьется:
«Гергиев — стратег. Он умеет ждать и появляться в нужный момент у нужных людей».
Богатство звуков: как Валерий Гергиев стал главным музыкантом России
Нужный момент настал. Валерий Гергиев сегодня — персона нон грата за Западе. Его, как человека, близкого к Владимиру Путину и поддерживающего политику президента, лишили всех международных контрактов.
Гергиев проигнорировал ультиматум, выдвинутый Западом, — осудить действия России в Украине. При этом генеральный директор Большого театра Владимир Урин подписал письмо деятелей культуры, осуждающее проведение специальной военной операции в Украине.
Владимир Спиваков и Владимир Урин подписали антивоенное письмо
«Два главных театра страны — и такие разные истории. Один на творческом подъеме, другой в хозяйственных заботах.
Возможно, менеджерская модель Большого в отдаленной перспективе окажется более уместной, чем несколько хаотическое администрирование Мариинки»,
— писал «Коммерсант» в 2002 году. Предположение это оказалось пророческим: Большой театр — стабильная институция с четким репертуарным планированием, в то время как «некоторая хаотичность» управленческого стиля Валерия Гергиева многократно приумножилась за прошедшие годы.
Источники, близкие к театру, утверждают, что ни одно решение — а в Мариинке пять крупных сцен и десяток камерных — не принимается без визы маэстро. Кроме того, судя по статистике, количество номинаций Мариинского театра на национальную театральную премию «Золотая маска», в ранние годы возглавлявшего шорт-листы, свелось к единицам.
Если решение о создании единой дирекции будет принято, то к «владениям» Мариинки присоединятся три сцены Большого (Историческая, Новая и Камерная им. Б. Покровского), а также Калининградский филиал. Плюс президент намекнул, что отдельного разговора требуют культурные кластеры в Кемерове, Севастополе, Калининграде и Владивостоке, так что не исключено, что и их будет курировать Валерий Гергиев.
Выиграет ли российская культура от этого — вопрос будущего, но сегодня кажется, что перспективы туманны. Касательно тезиса о поддержке молодых талантов — Большой театр имеет два направления, поддерживающих и воспитывающих начинающих оперных артистов: Молодежную оперную программу и стажерскую группу, с декабря 2021 года действует Молодежная балетная программа. За последние годы оперная Москва дала миру не меньше блистательных солистов, чем Санкт-Петербург, а балет Большого развивается не менее успешно, чем в Мариинском.
Преимущество развития театрального искусства после 1917 года — после того, как формально прекратила свое существование Дирекция Императорских театров, — заключается в разнообразии. Каждая из институций пошла своим путем, нашла свое художественное лицо.
Мариинский и Большой — два разных театра, с разными стратегиями. В XXI веке, после творческого и материального кризисов 1980–1990-х годов, один театр пошел по пути директорского управления, а другой сделал ставку (а Валерия Гергиева именно выбрал коллектив) на яркого, харизматичного и наделенного беспрецедентным талантом лидера.
В случае объединения огромный театральный кластер будет подчиняться одной художественной стратегии, что значительно ударит по творческому разнообразию. Владимир Урин, к слову, это понимает: когда он говорит о Калининградском филиале, то подчеркивает, что его задача — запустить рабочие процессы, чтобы театр в дальнейшем существовал самостоятельно.
Марина Гайкович, Forbes Life