6 и 7 ноября 2024 года в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко пройдет театрально-просветительский проект «Время Бурмейстера».
Мероприятие приурочено к 120-летию со дня рождения выдающегося хореографа, народного артиста СССР Владимира Бурмейстера. Проект реализуется при поддержке Департамента культуры города Москвы.
Творчество Владимира Бурмейстера – одна из наименее изученных страниц истории советского балета. Мастерство хореографа общепризнано, однако не существует ни одной книги или научной работы, где подробно анализировался его балетмейстерский почерк.
Проект в МАМТ призван поместить творчество Бурмейстера в контекст эпохи, проследить его связи с традицией драмбалета, которую хореограф усвоил и творчески преобразовал, выйдя на качественно новый уровень хореографического мышления.
Отдельной темой для обсуждения станет мастерство балетмейстера в работе с классическими партитурами. В рамках двухдневного просветительского марафона театр, чья история неразрывно связана с Бурмейстером, совместно с практиками и теоретиками балета попытается осмыслить его творчество с дистанции прошедших лет.
Программа проекта включает в себя лекции, круглый стол, а также мастер-классы от легендарных артистов балета МАМТ, а ныне педагогов-репетиторов театра Маргариты Дроздовой и Михаила Крапивина.
Все мероприятия доступны для бесплатного посещения по предварительной регистрации, которая откроется 5 ноября на официальном сайте МАМТ. Также их можно посмотреть онлайн – прямая трансляция пройдет в сообществе Музыкального театра «ВКонтакте».
Откроется проект 6 ноября в 12:00 на Малой сцене лекционным блоком «Бурмейстер. Традиция». Со своими тематическими докладами в нем примут участие исследователи Наталия Бурмейстер, Юрий Бурлака, Андрей Галкин, Марья Гендова, Ада Айнбиндер, Алексей Исайчев, Ирина Кружилина, Анна Галайда и Наталья Сердюк. Гостями мероприятия также станут представители балетного сообщества Москвы. Эксперты обсудят классическую традицию и новаторские черты стиля хореографа, его работу с музыкальным материалом, творческие связи Бурмейстера с хореографами-современниками и значение наследия Бурмейстера в настоящее время.
В 15:45 там же состоится мастер-класс «Урок Бурмейстера», где можно будет увидеть работу с артистами над хореографией Бурмейстера педагога-репетитора, народной артистки СССР Маргариты Дроздовой. Также участникам и зрителям будут показаны архивные видеозаписи.
7 ноября в 12:00 на Малой сцене свой мастер-класс проведет народный артист РФ Михаил Крапивин. Мероприятие будет также включать показ видеозаписей и рассказ о двух разных подходах к балету «Лебединое озеро» – классическом и Бурмейстера.
Завершит программу второго дня лекционный блок и круглый стол «Вокруг Бурмейстера», который начнется в Музыкальной гостиной в 14:30. Спикерами выступят как специалисты-теоретики в области балета, так и артисты балета, педагоги-репетиторы и хореографы. Участники обсудят специфику хореографии Бурмейстера, изменения в ее восприятии с течением времени и работу над драматическим содержанием балетного спектакля.
По итогам работы проекта будет издан сборник, куда войдут материалы выступлений участников. Он будет доступен широкому кругу профессионалов и любителей балета.
Инициатива реализуется с использованием средств Гранта из бюджета города Москвы (при поддержке Департамента культуры города Москвы) в рамках целевого проекта «Открытая сцена».
Владимир Бурмейстер руководил балетной труппой Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко с 1941 по 1960 год и с 1962 по 1971 год. Его творчество не просто определяло афишу театра, оно сформировало облик балетной труппы, в которой и сегодня живы традиции Бурмейстера.
Сформировавшийся как хореограф в бурные 20-е годы ХХ века, Бурмейстер впитал не только традиции классического балета, но и разнообразные новые течения в хореографии, которые отличали это время.
Диапазон его творческих связей был огромным: от хореографов-экспериментаторов Касьяна Голейзовского и Федора Лопухова до мастеров академической школы Василия Тихомирова и Петра Гусева. Принципиальное влияние на Бурмейстера оказало сотрудничество с Вл. И. Немировичем-Данченко, определившим особенности балета в ряду сценических искусств.
В настоящее время в репертуаре театра – три балета в постановке Бурмейстера: «Лебединое озеро», «Эсмеральда» и «Снегурочка».
Пресс-служба МАМТ