
Московская филармония продолжает третий сезон цикла «Весь Стравинский», предполагающего исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского.
12 декабря 2024 года в Зале Чайковского его камерные и вокальные произведения 1913–1925 годов представит яркая команда солистов – Алексей Мельников, Альбина Латипова, Алина Черташ, Олёна Безносикова-Полторацкая, Татьяна Емельянова, Сергей Гуделёв, Сергей Елецкий, Александр Пуленков, Александр Удалов, Василий Чернятин, Егор Галышев.
В программе, продолжающей третий сезон цикла «Весь Стравинский», публика познакомится с камерными произведениями композитора 1910–1920-х годов, в том числе редко исполняемыми: это сочинения для фортепиано соло, для голоса и фортепиано, для голоса и ансамбля, а также для двух фаготов и для кларнета соло.
Собранные в одной программе, они демонстрируют плавный переход Стравинского от «русского» к «неоклассическому» периоду. Его начало принято отсчитывать от появления Октета для духовых, хотя такой яркий образец неоклассицизма, как балет «Пульчинелла», появился еще тремя годами раньше.
Вслед за Октетом были созданы Концерт для фортепиано и духовых, опера-оратория «Царь Эдип» (они прозвучат в следующих программах абонемента), а также два сочинения для фортепиано, украшающие нынешний вечер: Соната и Серенада in A, выдержанная в духе инструментальных сюит эпохи барокко.
Именно этих произведений касается знаменитое заявление Стравинского, сделанное в интервью 1924 года:
«Музыка новых сочинений с ног до головы – чистая музыка. Это музыка сухая, холодная, ясная и пенистая, как шампанское. Кончилось время, когда я старался обогатить музыку, теперь я хочу строить ее… Я возвращаюсь к Баху, к светлой идее чистого контрапункта, который богато использовался и раньше Баха. Чистый контрапункт мне кажется единственно возможным материалом, из которого выковывается настоящая и долговечная музыка… И не гармония с ее непостоянной сутью, а как раз контрапунктт – лучший материал для музыки будущего».
В свою очередь, более ранние сочинения программы, такие как «Прибаутки», «Колыбельные песни кота» и другие, создавались одновременно со «Сказкой о солдате» и, подобно ей, связаны с образами русских народных сказок.
Интерес Стравинского к деревенскому фольклору и народному быту в то время еще сохранялся, хотя смысл и характер этих образов трактовались композитором все более свободно (новаторство «Прибауток» и «Колыбельных песен кота» отмечали такие разные мастера, как Антон Веберн и Сергей Прокофьев).
И тем не менее показателен факт его неоднократного обращения к русским сказкам в годы вынужденного пребывания в Швейцарии, куда Стравинский приехал за несколько дней до начала Первой мировой войны. Для этих лет его творчества характерно также внимание к джазу: наряду с Регтаймом из «Сказки о солдате» и Регтаймом для 11 инструментов появилась пьеса Piano-Rag-Music для фортепиано, посвященная пианисту Артуру Рубинштейну.
В третьем сезоне цикла «Весь Стравинский» слушателям предлагается проследить путь композитора от «Свадебки» (1922) и Октета для духовых (1923), обозначивших рубеж между «русским» и «неоклассическим» периодами его творчества, до оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), ставшей одной из вершин европейского музыкального неоклассицизма.
Наряду с такими крупными сочинениями, как опера «Мавра» и Концерт для фортепиано и духовых, в абонементе звучат камерные и вокальные миниатюры. Программы представляют дирижеры Александр Рудин, Филипп Чижевский, Фёдор Леднёв. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев.
Пресс-служба Московской филармонии