
Московская филармония завершает третий сезон цикла «Весь Стравинский».
15 мая 2025 года в Зале Чайковского автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев продолжит рассказ о неоклассицизме в творчестве Стравинского; два шедевра этого периода – Концерт для фортепиано и духовых и оперу-ораторию «Царь Эдип» – представят Российский национальный молодежный симфонический оркестр и хоровая капелла России имени А. А. Юрлова под управлением Фёдора Леднёва, пианист Юрий Фаворин и певцы Наталья Буклага, Игорь Морозов, Михаил Нор, Данил Князев, Годердзи Джанелидзе.
В роли чтеца – артист театра и кино Авангард Леонтьев.
Финальный концерт третьего сезона абонемента «Весь Стравинский» посвящен двум его крупным сочинениям середины 1920-х годов – начала «неоклассического» периода. Первым шагом композитора в этом направлении стал балет с пением «Пульчинелла» (1920), за последний год дважды исполнявшийся на главной сцене Московской филармонии. Знаком того, что Стравинский действительно начинает с чистого листа, оказалось появление Октета для духовых (1923) – он звучал в предыдущей программе абонемента.
Премьера Октета в октябре 1923-го повергла публику в недоумение – так, Сергей Прокофьев шутил по поводу «обцарапанного Баха» и «бахизмов с фальшивизмами». Между тем гораздо ближе к Баху и его эпохе – следующее сочинение Стравинского, Концерт для фортепиано и духовых (1924), украшающий нынешнюю программу.
Как указывает биограф композитора Светлана Савенко, «в первой части присутствуют черты французской увертюры времен барокко: торжественное медленное вступление сменяется быстрой частью, похожей на токкату, а в конце вновь возвращается медленная музыка. Стравинский… свободно пользуется старинным прототипом, насыщая музыку характерной ритмической энергией, острыми гармониями и “джазовыми” синкопами. Фортепиано трактовано… почти как ударный инструмент».
Сольную партию на премьере Стравинский исполнил сам, начав карьеру концертирующего пианиста в сорок с лишним лет. Здесь тоже не обошлось без иронии Прокофьева, по этому поводу назвавшего коллегу в переписке «сердитейшим танком самой последней конструкции», который решил «во что бы то ни стало сделаться пианистом». Несмотря на высокие музыкальные достоинства, Фортепианный концерт исполняется не слишком часто. Более известно следующее крупное сочинение Стравинского – опера-оратория «Царь Эдип», яркое свидетельство многоликости композитора: у сочинения нет практически ничего общего не только с ранними балетами, но и со «Свадебкой» и «Маврой», созданными всего несколькими годами ранее. Для Стравинского «Эдип» был закономерным этапом освоения существующих моделей – в данном случае ораторий Генделя и «Страстей» Баха (исследователи отмечают также влияние Мусоргского).
Замысел «Царя Эдипа» возник в 1926 году – поиск сюжета композитор начал с идеи «сочинить оперу на латыни на тему трагедии из античного мира, с которой знаком каждый». «Царь Эдип» Софокла был выбран Стравинским в содружестве с поэтом и драматургом Жаном Кокто; в созданном им либретто выделяется роль чтеца, который пересказывает содержание оставшихся за кадром эпизодов и комментирует происходящее. Согласно замыслу авторов, публика не должна сочувствовать переживаниям героев – в центре внимания остается неизбежная последовательность событий. Поначалу «Эдип» не имел успеха и лишь позже был оценен как один из шедевров Стравинского и как классическая опера ХХ века – в том числе и в нашей стране.
* * *
Третий сезон цикла «Весь Стравинский» прослеживает путь композитора от «Свадебки» и Октета для духовых (1923), обозначивших рубеж между «русским» и «неоклассическим» периодами его творчества, до оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), ставшей одной из вершин европейского музыкального неоклассицизма. Программы представляют дирижеры Александр Рудин, Филипп Чижевский, Фёдор Леднёв. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев. В четвертом сезоне абонемента будут представлены сочинения Стравинского 1920–30-х годов, в том числе балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Игра в карты», Концерт для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, концерт для оркестра «Дамбартон-Оукс» и «Симфония псалмов».
Пресс-служба Московской филармонии