
25 мая 2025 в 19:30 в ДК “Рассвет” состоится концерт дуэта ударных инструментов Николая Конакова и Владислава Шумихина. Центральное место в программе займет музыка Мориса Равеля.
Программа “Гробница Куперена” – музыкальное приношение великому французскому композитору, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. В нее вошли как сочинения самого Равеля, так и музыка Форе, Шабрие, Дебюсси, де Фальи. Произведения именно этих композиторов выбраны неслучайно. Каждый из них повлиял на формирование творческого облика Мориса Равеля.
Открывает программу концерта “Павана” Габриэля Форе. Равель высоко ценил его не только как своего учителя, но и как друга. Дружба связывала Равеля и с испанским композитором Мануэлем де Фальей – его “Ритуальный танец огня” продолжает программу.
В начале ХХ века Морис Равель глубоко интересовался испанской музыкальной культурой. Под впечатлением от соприкосновения с нею была написана и знаменитая “Альборада” из цикла “Отражения” – следующий номер программы. “Арабеска №1” и “Лунный свет” Клода Дебюсси – дань уважения гению импрессионизма, творчеством которого Равель вдохновлялся и живо интересовался. Яркое и жизнерадостное “Фантастическое бурре”, одна из наиболее известных композиций Эммануэля Шабрие, также прозвучит в концерте. Равель относился к нему с большим уважением и считал одним из наиболее значимых французских композиторов.
Наиболее масштабным сочинением в концерте станет сюита “Le Tombeau du Couperin”. Традиционно ее название переводят как “Гробница Куперена”. Однако словом томбо (Tombeau) также называется отдельный музыкальный жанр, распространенный во Франции в эпоху барокко. Это серия пьес, посвященных покойному учителю или другу.
Равель приступил к созданию сюиты в 1914 году. Возможно, поводом было приближающееся 250-летие со дня рождения Франсуа Куперена. Однако началась Первая Мировая война. Вопреки слабому здоровью, Морис Равель добился возможности участвовать в военных действиях: он прослужил водителем грузовика до начала 1918-го года.
Все это время композитор продолжал работать над сюитой. Теперь ее программа приобрела иное значение: каждую из шести частей Равель посвятил близким друзьям, погибшим на фронте. Таким образом, и название, и замысел “Гробницы Куперена” можно трактовать по-разному: с одной стороны, как дань уважения великому клавесинисту и, в более широком смысле, французской музыкальной традиции вообще. С другой – как посвящение погибшим друзьям.
По образу и подобию барочных сюит, “Гробница Куперена” включает в себя старинные танцы. Они воплощены Равелем, скорее, как стилизация, мало схожая с реальной танцевальной музыкой. Но, несмотря на очевидные параллели с барочными жанрами, “Гробницу Куперена” следует отнести к неоклассицизму. В этом сочинении ярко проявились стремление Равеля к рационализму и особое внимание к форме. Каждая пьеса стройна и отточенна, а музыкальный язык ясен и прозрачен, хотя при этом сохраняет узнаваемые авторские черты. Проникнутая светлым настроением, музыка сюиты, в то же время, таит в себе драматизм, который, по мере продвижения к финалу, проявляется все сильнее.
В переложениях для дуэта ударных инструментов знакомые произведения заиграют новыми красками: маримба поможет подчеркнуть ритмическую выразительность «Альборады», а вибрафон придаст музыке «Лунного света» по-настоящему волшебный, неземной колорит.
Владислав Шумихин родился в г. Лесной, Свердловская область. Окончил Уральскую специальную среднюю музыкальную школу-колледж в классе Кумище Л.Г. Высшее образование получил в Российской Академии музыки им. Гнесиных в классе заслуженного артиста РФ, профессора Дмитрия Лукьянова. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, таких как III Всероссийский музыкальный конкурс, III Конкурс артистов симфонического оркестра, DrumsFest Russia, DrumTime и др. Лауреат премии губернатора Свердловской области «Молодые дарования». Артист Российского национального молодежного симфонического оркестра.
Николай Конаков родился в 1995 году в Тюмени. В 2012 году окончил музыкальную школу при Тюменском государственном институте культуры (класс С. Н. Самсонова). Продолжил обучение в Новосибирской специальной музыкальной школе (класс профессора В. Л. Сурначева и С. Ю. Нохрина). Высшее образование получил в Российской академии музыки имени Гнесиных, которую закончил с отличием в 2020 году; там же окончил ассистентуру-стажировку в 2023 году (класс профессора Д. М. Лукьянова). Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Российского национального молодежного симфонического оркестра, артист творческого объединения Percarus Group.
Николай Конаков, Владислав Шумихин