Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 октября 2002 года предписывалось «установить День дипломатического работника и отмечать его 10 февраля».
Именно на этот день 1549 года приходится самое раннее упоминание Посольского приказа – первого внешнеполитического ведомства России.
В честь этого праздника 8 февраля 2022 в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского состоится концерт классической музыки.
В исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, за дирижерский пульт которого встанет художественный руководитель Камерного оркестра Большого театра Михаил Цинман, и 26-летнего пианиста Никиты Галактионова, с 2015 ежегодно дающего сольные концерты в Карнеги-холл, прозвучит абсолютно уникальная программа.
Возможно впервые за всю историю в один вечер будут исполнены Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского не в переделанном А. И. Зилоти и привычным для нас виде, а так как задумывал сам автор.
История создания Первого концерта по-своему трагична. Он был написан в 1874 году 35-летним Петром Ильичом, находившемся в тот период не в лучшем расположении духа. 24 декабря автор играет его Николаю Рубинштейна, которому и собирался посвятить свое сочинение. В письме к Надежде фон Мекк композитор так описывает эту печальную сцену:
«Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно… что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. <…>
Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью».
Сегодня эти суждения выглядят абсурдными, ибо никакое другое произведение классической музыки не исполняется так часто и не является таким популярным , как Первый концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль минор Чайковского. Однако, как давно заметил русский поэт Есенин: «Большое видится на расстоянии…».
Мировая премьера его состоялась 25 октября 1875 года в Бостоне (США), партию фортепиано исполнил Ганс фон Бюлов, ему и адресовано посвящение композитора.
До самой смерти композитора многочисленные «доброжелатели» спорили и убеждали его то там, то сям «улучшить и углубить». Особенно это касалось партии фортепиано. Автор отчаянно сопротивлялся и обижался. Спустя три года после его кончины композитор и педагог А. И. Зилоти сделал свой вариант Первого концерта, убеждая всех, что именно так и хотел Чайковский. Однако, до сих пор никаких документальных свидетельств в виде переписки, заметок или писем свидетелей тому не найдено.
Поэтому то, что весь мир считает Первым концертом для фортепиано П. И. Чайковского – не совсем то, что имел ввиду сам автор. Публика, пришедшая на концерт 8 февраля 2022, (как и Николай Рубинштейн) услышит эту музыку такой, какой она была создана в 1874 году без правок посторонних.
Второй концерт соль-мажор был написан в 1879 году. Премьера состоялась в Нью-Йорке 12 ноября 1881 года. Посвящен Николаю Рубинштейну. И опять не обошлось без А. И. Зилоти.
Из письма к нему, написанное Чайковским за полтора месяца до смерти:
«Все твои предложения по поводу моего несчастного Второго концерта, который я люблю все же больше Первого, очень практичны, но мое авторское чувство никак не может с ними согласиться».
И в этот же день своему издателю Юргенсону:
«Зилоти хочет буквально изуродовать мой концерт».
Вопреки воле автора уже после его смерти Зилоти сокращает текст, причем даже те эпизоды, против исключения которых композитор письменно возражал. Полагая, что
«фортепиано слишком много аккомпанирует и поэтому не может проявить себя с необходимой «бриллиантностью»,
он существенно купирует вторую часть Анданте – своего рода тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.
Вот это «зилотиевское изложение» музыки Чайковского обычно и играется. 8 февраля 2022 в Большом зале Московской консерватории прозвучит полная авторская редакция.
Организаторы концерта