IX Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» представляет три программы – французскую, итальянскую и восточноевропейскую – в Камерном зале «Зарядья».
31 октября 2022 года солистка Большого театра Альбина Латипова (сопрано) и профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой клавишных инструментов и камерного ансамбля факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Юрий Мартынов исполнят два изящнейших вокальных цикла Мориса Равеля – «Шехеразаду» на стихи Тристана Клингзора и «Пять греческих народных мелодий».
Интересно, что «греческие народные песни в интерпретации Равеля были сразу после их написания представлены на конкурс в московский Дом песни, которым руководила известная певица Мария Алексеевна Оленина-д’Альгейм. Именно оттуда этот цикл начал успешное шествие по концертным залам мира.» (Р. Лисициан, «Этюды»). Оба произведения будут исполнены на французском языке.
В сольном блоке Юрия прозвучит Сюита соль минор/мажор (Suite in G) для клавесина Жана-Филиппа Рамо и фортепианный цикл «Эстампы» Дебюсси. Специальный гость – солистка оркестра Большого театра Наталья Береславцева, без чьей «волшебной флейты» вторая часть «Шехеразады» потеряла бы смысл и очарование.
25 ноября солистка театра «Новая Опера» Гаяне Бабаджанян (меццо-сопрано) вместе с пианисткой Варварой Мягковой исполнит двенадцать песен/романсов и концертную арию L’iniquo voto e profferito! очарованного Италией молодого Михаила Глинки, тогда ещё не подозревавшим о своём будущем отцовстве в родословной русской оперы.
Произведения написаны на тексты известных либреттистов Феличе Романи и Пьетро Метастазио, но неизвестно, как давно в последний раз они звучали на российской сцене.
Также прозвучит кантата Джоаккино Россини «Жанна д’Арк», написанная композитором для голоса в сопровождении фортепиано: известную оркестровую версию кантаты сделал уже наш современник – итальянский композитор Сальваторе Шаррино.
Сольно Варвара исполнит ноктюрн «Разлука» Глинки, считающийся одним из первых произведений в этом жанре, написанных русским композитором. Прозвучат и несколько пьес из сборника «Грехи старости» Россини, премьера которых в России всё-таки состоялась в октябре 2021 года в Бетховенском зале Большого театра. Тогда пианистке пришлось дать сольный концерт ввиду экстренной болезни итальянской меццо-сопрано, с которой они должны были исполнить эту программу.
26 декабря солист Мариинского театра Владислав Сулимский (баритон) в сопровождении лауреата международных конкурсов, доцента Московской консерватории и одного из лучших концертмейстеров нашей страны Якова Кацнельсона представит два масштабных экзистенциальных полотна – «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского и «Библейские песни» Антонина Дворжака.
Последние – это несколько Псалмов Давидовых из старочешского перевода Кралицкой Библии 1579 года, положенных на музыку, о которых композитор говорил, что «это – лучшее, что я создал в данной области».
И это второе произведение на библейские тексты, которые один из ведущих баритонов современности исполнит на фестивале «Опера Априори»: выразительно драматичный образ Пророка Илии в одноимённой оратории Мендельсона, созданный Сулимским в мае 2021 года, вызвал абсолютный восторг у музыкальных критиков и публики.
Смысловая арка от дуэта Илии со вдовой образуется и к «Колыбельной» из гениального цикла Мусоргского. Несколько произведений для фортепиано соло – «Три народные мелодии» и Allegro barbaro Белы Бартока и 1.X.1905, более известное как Соната ми-бемоль минор для фортепиано «С улочки» Леоша Яначека, – настоящее пиршество для музыкальных гурманов и поклонников экстраординарного таланта Якова Кацнельсона.
Через неделю билеты на все три концерта IX фестиваля появятся в продаже на сайте и в кассах Зала Зарядье.
Пресс-служба фестиваля «Опера Априори»