
8 февраля 2023 театр «Практика», Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) и Мастерская Брусникина представляют новый проект: в Музее Москвы прозвучит документальная опера «Аскет» композитора Николая Попова в постановке режиссера Юрия Квятковского.
Главный герой оперы — ученый, лауреат Нобелевской премии мира и правозащитник Андрей Сахаров.
Имя советского физика Андрея Сахарова вписано в летопись XX века дважды. В научную и политическую истории Сахаров вошел как создатель водородной бомбы, обеспечившей превосходство Советского Союза в холодной войне. За свои успехи он был избран академиком уже в 32 года и одарен государственными премиями. Однако для многих Сахаров прежде всего — правозащитник, осознавший опасность собственного изобретения и лауреат Нобелевской премии мира.
Опера «Аскет» не пересказывает биографию Сахарова, вместо этого она помогает осмыслить «трагический архетип» человека науки, одержимого загадками бытия. Переведя идею Сахарова о существовании множества Вселенных на метафорический язык искусства, режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв сконструировали многомерный сценический проект, в котором сочетаются черты документального театра, оперы и мистерии.
Факты из жизни физика переплетаются с евангельскими сюжетами, античной мифологией и историей монаха Джордано Бруно, некогда ставшего жертвой инквизиции за революционные идеи об устройстве космоса. Семь частей оперы вторят семи дням Страстной недели. В финале завороженный Вселенной и ее тайнами главный герой оказывается в нулевой точке европейской культуры и философии, в пространстве античной трагедии, чей цикл — от Иисуса до Бруно, от Бруно до Аскета — обречен на бесконечные повторения.
Авторский почерк композитора Николая Попова легко узнается в плотном электроакустическом саунде «Аскета», в котором сочетаются вокальные и инструментальные голоса в обработке live-электроники и синтезированные тембры. Следуя за традицией античных и христианских мистерий, Попов отводит важную роль хору, в то время как партию «аскета» Сахарова поручает не певцу, а перкуссионисту.
В трактовке композитора вся сцена, включая предметы сценографии и специально смастерённые для оперы механические аппараты, являются музыкальными инструментами.
Главная партия была написана специально для Александра Суворова, блестящего музыканта и солиста Российского национального оркестра, игравшего на одной сцене со многими мировыми звездами. Драматические роли исполнят актеры экспериментального театра «Практика» — Илья Барабанов, Ирина Петрова, Светлана Макаренко, Виктория Киприянова.
Премьера «Аскета» пройдет в театре «Практика» в пространстве Музея Москвы, расположенном в архитектурном комплексе XIX века. Синергия современных мультимедиа и исторического пространства заново раскроют для слушателей новые художественные возможности жанра оперы.
Предпремьерный спецпоказ оперы «Аскет» прошёл в мае 2022 года совместно с фестивалем актуальной музыки SOUND UP.
Проект создан при поддержке Союза композиторов России и в партнёрстве с Москонцертом.
Авторы о постановке:
Юрий Квятковский, режиссёр:
«Представьте, что человеческий разум, разнообразие логических размышлений, чувства и ассоциации превратились в мультимедийную партитуру. О чём может мечтать, и в какие уголки вселенной в своём воображении может попадать академик Сахаров, — вот вопросы, которые нас будоражат».
Михаил Дегтярёв, драматург:
«Познание Вселенной во всех ее проявлениях — от вопросов морали до космологических проблем — придает жизни черты высокой трагедии. Ее суть в том, что поиск истины никогда не заканчивается и всегда остро воспринимается людьми, не важно, какой эпохи.
В «Аскете» мы исследуем этот трагический архетип сквозь призму судьбы великого ученого и общественного деятеля, его идей и их последствий».
Николай Попов, композитор:
«Музыкальный проект «Аскет» — это многоуровневое и нелинейное произведение. Мы опираемся на биографию учёного, чтобы в формате документальной оперы – мессы выразить его основные жизненные принципы».
Пресс-служба театра “Практика”