«Рождественская музыка» Владимира Мартынова была написана в 1976 году. В 2018-м композитор создал новую версию для фестиваля «Другое пространство».
Вечером 7 января 2023 года она вновь прозвучит на филармонической сцене. В концерте участвуют ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко, Большой детский хор имени В. С. Попова и сам автор.
Владимир Мартынов – композитор парадоксов: в его творчестве могут мирно уживаться сочинение, которое сам автор называет «оперой о невозможности написать оперу», и полномасштабная опера Vita Nuova. Таким же парадоксом стала судьба одного из самых знаменитых его творений – книги «Конец времени композиторов», декларирующей конец музыки авторской и возвращение к народным музыкальным истокам.
Мартынов также регулярно рассуждает о смерти формата академического концерта, что не мешает его музыке звучать как в клубах, так и на самых конвенциональных площадках, в том числе на сценах Московской филармонии.
В нынешнем сезоне в Зале Чайковского был представлен этномузыкальный проект Владимира Мартынова – «Дети Выдры» на тексты Велимира Хлебникова. Музыка композитора регулярно исполняется в абонементных концертах ансамбля «Академия старинной музыки» в Камерном зале филармонии.
Премьеру нового произведения Мартынова в Зале Чайковского 9 февраля представят «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Сочинения композитора неоднократно украшали программы Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство»; в 2018-м специально для фестиваля композитор создал новую версию «Рождественской музыки» (1976). Рождественским вечером 7 января она вновь прозвучит на филармонической сцене.
Владимир Мартынов пришел на шоу «Начало времени композиторов»
«В произведении отражены три основных момента Рождества,
– рассказывает композитор,
– приход волхвов, явление ангелов пастухам и пребывание у яслей. Здесь отражено и наше детство: это пятидесятые, это “Витя Малеев в школе и дома” – книга, которой мы зачитывались, это пионерские песни тех лет, совершенно забытый материал.
Бесхитростный, безыскусный материал этих песен слился для меня с дореволюционными книжками для простого народа. И мне кажется, что нет никакой разницы между советской и российской действительностью. Потому что детство, если оно счастливое, всегда одно и то же. Счастливое детство всегда связано с чудом, с Христом, с Рождеством прежде всего.
Восемь песен сочинены практически на один и тот же текст, меняясь только мажором и минором. Песни предваряют три инструментальных прелюдии. Первая прелюдия – для звезды и волхвов. Вторая – для ангелов и пастухов. И третья – для младенца Христа. Затем следуют песни. Нам всем надо как бы превратиться в простой народ, который их поет».
Пресс-служба Московской филармонии